Смекни!
smekni.com

Национальный костюм донской казачки (стр. 2 из 2)

Выше талии кубилёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом (татауром) с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом

Назначение кубелька было разнообразным – это могла быть как повседневная одежда, так и праздничная. Кроме того, платье могло быть показателем благосостояния и социального статуса владелицы – у жен казачьих старшин они были особенно богато украшены, сшиты из бархата или парчи.

Кубилёк являлся женской одеждой казачек Нижнего и Среднего Дона до середины XIX века.

Широкое распространение и популярность данного вида одежды объясняется, очевидно, его практичностью, с одной стороны, и восточной яркостью, так любимой казаками, с другой.

Как повседневная одежда кубилек был удобен, так будучи сшитым из разнообразной ткани – более легкого полотна или более теплого - хорошо защищал от жары и холода, не стеснял движений во время работы. Особенности кроя такого платья позволяли изготовлять его в домашних условиях без особых трудностей, а потом его можно было легко подогнать по конкретной фигуре с минимальными затратами времени и сил, поскольку фасон был достаточно унифицирован. Девушки шили такие платья для своего преданного, одновременно постигая азы изготовления одежды и набивая руку для более сложных вещей – нарядных и свадебных костюмов.

Нарядные, богато украшенные кубельки были настоящим произведением искусства. Над ними долго работали наиболее умелые мастерицы. Часто в небогатых семьях материал для такого платья, а также различная фурнитура для украшения – бисер, жемчуг, золотое и серебряное шитье – кропотливо собирались в течение нескольких поколений, нашивались на платье постепенно. В таком характере работы над костюмом отражался принцип преемственности – платье переходило по наследству от матери к дочери, которая должна была добавить к нему что-то свое, новое, и в то же время сохранить уже завещанное от предков в целости и сохранности. Умение сохранять хрупкую дорогую вещь показывало состоятельность девушки как хозяйки, умение ее распоряжаться бережливо семейными ценностями. Ведь такое платье становилось уже не просто красивым нарядом, а своеобразным архивом, семейной летописью, по отдельным элементам которого можно было рассказать историю свадеб предыдущих членов семьи. Кроме того, кубилек являлся символом приумножения богатства – прибавляя к нему каждый раз все более богатые отделочные элементы, женщина как бы заговаривала свою будущую семью на увеличение материального благосостояния. А в случае крайней нужды или несчастья (пожара, например) платье можно было и продать, таким образом, кубилек служил и своеобразным «вложением» капитала. И еще, разумеется, платье-кубилек выступало как «презентация» своей хозяйки, то есть, глядя на него даже посторонний человек мог многое сказать о женщине – и что она хорошая хозяйка (если платье в хорошей сохранности), и что она искусная мастерица (если платье было хорошо сшито, фасон дополнялся различными более сложными деталями), и что она бережлива и живет в достатке (если платье богато и обильно украшено).

Утилитарные функции платья-кубелька дополнялись эстетическим значением. Потому что такая разновидность народного костюма была по настоящему красива, подчеркивала статность, дородность казачек, их неторопливую величавую походку, прекрасный художественный вкус, отражала стремление к упорядоченности и гармонии.

§3. Роль народного костюма в изучении традиционной культуры

Значение исследования особенностей костюма того или иного народа для понимания его культуры огромно, ведь национальный костюм, наряду с языком, мифом и обрядом, чаще всего образовывал единую знаковую систему. Одним из первых исследователей, обративших внимание на это обстоятельство, был П.Г. Богатырев, выделивший в народном и историческом костюмах практическую утилитарную, эстетическую, социальную, половую и моральную функции[5]. Они все взаимосвязаны между собой и дают нам огромное количество информации о менталитете конкретного народа.

Костюм может многое рассказать об эпохе, в которую был создан. Многозначность одежды представляет собой широкое исследовательское поле. Профессор Калашникова Н.М. в частности отмечает: «Являясь частью культурного пространства человека, одежда отражала изменения в его существовании на уровне представлений о ней, либо на функциональном уровне. Поэтому при рассмотрении народного костюма как возможной структуры традиционного комплекса одежды, последняя, с одной стороны, оказывалась пространством, в котором разворачивалось бытие человека, а с другой — в нем происходила трансформация форм одежды, являющаяся следствием действия многообразия культурных кодов, прочтение которых требовало определенных знаний»[6]. Прежде всего, это ритуалы жизненного цикла, которым соответствует «родины – свадьба – похороны».

Фундаментальные работы в области изучения народного костюма практически всех регионов России позволяют констатировать сохранение традиционного характера одежды у многих этносов вплоть до 1920-30-х годов и даже до середины ХХ в., что объяснялось определенной системой жизнеобеспечения, консервативностью жизненного уклада крестьянства, устойчивостью связанных с ним обычаев, передававшихся из поколения в поколение.

В традиционной одежде донских казачек – платье-кубельке отразилась история казачества, его близкий контакт с тюркскими народами, многие поколения смешенных браков. Платье выражало представление донских женщин о красоте, служило связующим звеном между разными поколениями семьи, выступало символом материального благополучия. Кубилек был также показателем и социального статуса женщины, и ее личных качеств, как хозяйки и рукодельницы.

Знаковые функции кубилька максимально сохранялись в ритуальных, праздничном и свадебном костюмах. Отношение к такой одежде было особенное: их богаче украшали, тщательнее хранили. Существенное значение придавалось и атрибутам костюма.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сделанной их руками, созданное их талантами. Велико и разнообразно культурное наследие казачества, накопленное веками, и, хотя время не пощадило многого, сохранившееся позволяет судить о высоком художественном значении изделий, сработанных руками народных мастеров.

В основе традиционного костюма донских казачек – платья-кубелька - заложено искусство радости, неуемной тяги и красоты, что дает возможность воплотить мечту о прекрасном в создании своего внешнего облика. Несравненное великолепие женского костюма наделяло каждую женщину истинной красотой. И чем больше изучаешь казаческий женский костюм, тем больше находишь в нем ценностей.

Гармония цвета, формы, орнамента раскрывает нам тайны и законы красоты народного костюма. И как бы ни была тяжела жизнь донской казачки, ее искусство поражает своим светлым, жизнеутверждающим содержанием. И хотя традиционная одежда казачек не исчерпывалась только кубельком, он наряду с любым народным женским костюмом обладал общими чертами – компактным объемом, мягким, плавным контуром.

Платье-кубилек – это не только элемент материальной культуры донского казачества, это синтез различных видов декоративного творчества, донесший до нашего времени характернейшие элементы края. Ведь такой костюм формировался на протяжении веков. Его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами.

Этим объясняется особая ценность народной одежды для изучения культуры и быта, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса нации в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазов Б.А., Новиков В.Т., Манжола А.П. Казаки. СПб., 1999. С. 50.

2. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995.

3. Калашникова Н.М.. Имидж и семиотика народного костюма// Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2005.

4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). – М.: Сварог и К, 2002.

5. Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература, 1999.

6. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998.

7. Фрадкина И.Г., Новак Л.A. Старинный донской казачий костюм XVII—XIX вв. // Донской народный костюм. Ростов н/Д. 1986. С. 33; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д., 1998


[1] Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998. С. 448.

[2] Там же. С. 448-449.

[3] Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995. С. 36.

[4] Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II. Ростов н/Д., 1995. С. 38.

[5] Коммисаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современная литература, 1999. С. 91

[6] Калашникова Н.М.. Имидж и семиотика народного костюма// Имиджелогия-2005: Феноменология, теория, практика: Материалы Третьего Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред. Е.А.Петровой. - М.: РИЦ АИМ, 2005. С. 326.