Содержание
Введение
1.Изучение фитопатологии растений
2. Табачная болезнь» растений
3. Определение понятия болезней растений
Заключение
Список литературы
Введение
С болезнями растений люди столкнулись в те далекие времена, когда оседлое земледелие пришло на смену кочевому скотоводству. Паразитические организмы, питающиеся за счет растений и вызывающие заболевания, с диких видов перешли на культурные и встретили здесь очень благоприятные условия для развития и распространения — большое количество одинаковых по восприимчивости растений на небольшой площади. Поэтому уже в древности были известны массовые заболевания растений — эпифитотии. Однако причины заболеваний были окончательно выяснены много веков позднее. Примерно 100 лет назад в результате работ братьев Тюлан во Франции, де Бари в Германии, нашего соотечественника М.С. Воронина и других ученых микологов было показано, что микроскопические грибные организмы паразитируют на растениях и вызывают их заболевания. Вскоре Э. Смит в Америке доказал, что болезни растений могут вызываться также бактериями, а Д.И. Ивановский в России открыл новую группу паразитов — вирусы. Примерно в те же годы француз Мпллярдэ ввел в употребление бордоскую жидкость, которая хорошо защищала растения от многих паразитических грибов и открыла эпоху химической защиты растений от болезней. В результате этих открытий во второй половине XIX века сформировалась самостоятельная отрасль пауки и практики — фитопатология (от греческих слов «фитон» — растение и «па-тос» — болезнь), которая занимается изучением болезней растений и разработкой мер борьбы с ними. Однако, возникнув на базе микологии, бактериологии и вирусологии, опираясь на эти науки, по выражению А.А. Ячевского, как на фундамент, фитопатология не стала простой суммой отдельных их отраслей. Предметом изучения науки о болезнях растений наряду с возбудителями являются сами растения. В этом принципиальное отличие фитопатологии от другой отрасли защиты растений — сельскохозяйственной энтомологии, предметом изучения которой являются почтя исключительно вредители сельскохозяйственных культур. При питании большинства насекомых происходит механическое повреждение растений. Паразитические микроорганизмы воздействуют на растение своими ферментами и токсинами (ядами), нарушая часто только отдельные звенья процесса обмена веществ. Изменением наследственной природы растений и интенсивности обмена веществ можно значительно повысить устойчивость растений к болезням. Поэтому изучение патологической анатомии, патологической физиологии, иммунитета растений стало важной составной частью фитопатологии. В том, что фитопатологи обратили пристальное внимание не только на паразитов, но и на растения, — большая заслуга русской и советской фитопатологической школы.
В России в начале XX века сложились две фитопатологические школы. Первая возникла в научном центре России того времени — Петербурге, где многие ботаники проявили интерес к низшим растениям — водорослям, грибам, лишайникам. Основное внимание ученых здесь было обращено на возбудителей болезней, изучение их онтогенеза (цикла развития), специализации по видам растений.
1.Изучение фитопатологии растений
В 1907 г. выдающийся миколог и фитопатолог А.А. Ячевский (1863—1932) организовал в Петербурге Бюро по микологии и фитопатологии при Главном управлении землеустройства и земледелия, которое просуществовало до 1929 г., после чего вошло в состав вновь организованного Всесоюзного института защиты растений (ВИЗР). Бюро выпускало «Ежегодники сведений о болезнях и повреждениях культурных и дикорастущих полезных растений».
А.А. Ячевский паписал и опубликовал большое количество справочников, учебников, определителей, обзорных трудов, которые сыграли важную роль в распространении фитопатологических знаний среди агрономов и ученых, занимающихся вопросами сельского хозяйства. Вокруг А.А. Ячевского сплотилась группа талантливых фитопатологов и микологов: Н.А. Наумов (1888—1959), написавший учебники и практические руководства по фитопатологии; А.С. Бондарцев (род. в 1877 г.), автор одного изпервых в нашей стране руководств но фитопатологии и крупнейший специалист по трутовым грибам; В.Г. Трапшель (18G8—1941), посвятивший свою жизнь изучению ржавчинных грибов; С.И. Ванин (1890—1951), создатель отечественной лесной фитопатологии, и многие другие ученые. Лаборатория А.А. Ячевского была школой фитопатологических кадров страны. Если Петербургская школа фитопатологов образовалась в результате научного интереса к грибам-паразитам растений, то на юге страны фитопатологическая школа возникла в ответ на запросы практики. В начале XX века на Украине, в Молдавии, в Крыму сложилось высокоразвитое сельское хозяйство, специализирующееся на выращивании пшеницы, сахарной свеклы, табака, плодовых культур. Однако рост урожаев основных сельскохозяйственных культур тормозился ввиду массового развития па них вредителей и болезней. Ржавчина и головня зерновых, свекловичный долгоносик, мозаика табака наносили огромный урон сельскому хозяйству. До революции Россия ежегодно теряла продуктов растениеводства только от одних вредных насекомых на сумму около миллиарда рублей золотом (при общем годовом бюджете 2,5 млрд. рублей). Интенсификация сельского хозяйства требовала организации защиты растений от вредителей и болезней. Поэтому работы южных микологов, ботаников, фитопатологов с самого начала были направлены на решение практических задач.
2. «Табачная болезнь» растений
В 90-х годах XIX столетия ботаник Д.И. Ивановский получил от Департамента земледелия задание — изучить неизвестную болезнь табака, распространившуюся на юге России. Результатами работы Д. И. Ивановского было открытие нового мира микроорганизмов — вирусов и конкретные предложения по защите табачных плантаций от мозаичной болезни.
Выдающийся биолог И.И. Мечников организует исследования по использованию паразитических грибков в борьбе с хлебным жуком и свекловичным долгоносиком. В 1913 г. при Харьковской областной опытной станции был организован отдел фитопатологии, который возглавил А.А. Потебня (1870—1918). Исходя из практических задач, стоящих перед отделом, А.А. Потебня первым среди микологов поставил вопрос об изучении взаимоотношений между растениями и их паразитами. Вскоре фитопатологические отделы во главе с А.И. Боргардтом и Г.К. Спангенбергом были организованы на Екатеринославской и Киевской станциях.
Украинские фитопатологи начали исследовать взаимоотношения паразита и растения-хозяина. Важность подобных исследований была отмечена большинством фитопатологов страны в 1922 г. па IV Всероссийском энтомо-фитопатологическом съезде, на котором московский ботаник В.И. Талпев указал на необходимость изучения не только паразита, но и растения, а украинский фитопатолог Т.Д. Страхов привел экспериментальные доказательства роли растения в патологическом процессе. Доклад Т.Д. Страхова был сделан на материале его совместной работы с Г. К. Свангенборгом. В этой работе было четко показано, что различные агротехнические приемы (удобрения, сроки посадки и пр.) оказывают сильное влияние на поражаемость злаков головней, то есть агротехникой можно изменять взаимоотношения между паразитом я растением-хозяином в желаемом направлении. Эта работа явилась началом применения агротехнических способов защиты растений от болезней. Итоги работ украинских фитопатологов по борьбе с головней были в 1932 г. обобщены А.И. Боргардтом в работе «Основы построения системы мероприятий по ликвидации головни в зерновом производстве СССР». Внедрение этой системы в сельское хозяйство привело к тому, что головня перестала быть бичом зернового хозяйства. Если Т.Д. Страхов и Г.К. Спангенберг заложили основы агротехнического метода защиты растений от болезней, то основы селекции растений на иммунитет были заложены Н. И. Вавиловым, который с 1911 г. изучал устойчивость злаков к болезням в Московском сельскохозяйственном институте (ныне Московская ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева). Работы Н.И. Вавилова дают селекционерам ключ к нахождению иммунных форм растений в природе.
Работы, выполненные в годы становления Советского государства, явились фундаментом фитопатологии в СССР. С развитием социалистического сельского хозяйства развивалась и защита растений от вредителей и болезней. Были созданы областные станции по защите растений, руководящие мероприятиями по защите растений в областях. При зональных и отраслевых сельскохозяйственных институтах организованы отделы и лаборатории по защите растений. Фитопатология стала опираться на достижения ряда наук, и фитопатологи ведут сейчас работу в тесном контакте с микологами, бактериологами, вирусологами, физиологами, химиками, биохимиками, генетиками, селекционерами, растениеводами и другими специалистами.
Общеизвестны успехи советской селекции. Впервые в мире в' нашей стране были выведены сорта картофеля, табака, подсолнечника, устойчивые к фитофторозу, табачной мозаике и заразихе. Высокоустойчивый сорт — это плод коллективных усилий. Например, первые устойчивые к фитофторозу сорта картофеля были созданы совместной работой селекционера И. И. Пушка-рева, генетика Т.В. Асеевой, фитопатолога Н.А. Рождественского, физиолога А.И. Гречушникова. Широкая сеть энтомо-фитопатологических сортоучастков испытывает новые сорта сельскохозяйственных культур на устойчивость к заболеваниям. Поэтому в производство идут в основном сорта, устойчивые к серьезным болезням. Значительно увеличились возможности химического метода защиты растений от болезней. Химиками Научно-исследовательского института химических средств защиты растений и других институтов и лабораторий создан широкий ассортимент ядохимикатов; огромные площади под сельскохозяйственными и лесными культурами ежегодно обрабатываются самолетами и вертолетами специального назначения. Однако высокая эффективность любого способа защиты растений от болезней может быть достигнута только при глубоком понимании взаимоотношений паразитов и растений. Система мероприятий по защите растений от болезней, построенная без учета этих взаимоотношений, не будет иметь успеха — устойчивые сорта быстро потеряют устойчивость, результаты химических обработок не оправдают затрат на их проведение. Поэтому вопросы, связанные с взаимоотношениями растения и паразита, всегда должны находиться в центре внимания фитопатологии.