Смекни!
smekni.com

Д. Норман. Память и научение (стр. 2 из 3)

схемы м/б специальные (мой компьютер) или общие (компьютер вообще)

Чтобы делать выводы, недостаточно простого использования средств памяти. Имеющееся знание должно быть рассмотрено, переформулировано, применено по-новому.

Схемы, сценарии и прототипы

Семантич. сети и схемы – две тесно связанные гипотетические формы репрезентации (представления).

Семантич. сети полезны для представления формальных отношений между вещами. Сети наиболее эффективны всюду, где возможна достаточно простая и последовательная классификация.

Схемы представляют собой организованные пакеты знания, собранные для репрезентации отдельных самостоят. единиц знания (схема того, как моя собака достает из озера брошенную палку). Это как рутинный ритуал (собака достает палку, идет, отдает хозяину…). Получается так, будто мы обладаем собранием сценариев для многих ситуаций. Это общая инструкция о порядке действий и взаимоотношениях между участниками события. Они позволяют предсказать события, указывают, как поступать (поход к врачу, в ресторан и т.д.), помогают хранить в памяти и вспоминать события прошлого.

Волк, человек, пингвин, губка – эти животные расположены в списке в порядке убывающего «соответствия» понятию животного. А, например, «идеал» собаки – нечто вроде овчарки, а не мопс, хотя мы знаем, что мопс – тоже собака. Это прототип.

Схема м/б теоретической моделью «прототипного» знания понятий, подобно тому как сценарий явился моделью прототипного знания последовательностей событий.

Схемы д/быть организованы вокруг некот. идеала, или прототипа, и должны содержать значит. информацию о соответствующих понятиях, в том числе и о типичных особенностях обозначаемых ими объектов. Н., схема «птица» м/констатировать, что это животное летает, а схема «почтовый ящик» – что он синий. Эти сведения о типичных чертах выполняют неск-ко ф-ций:

людям эта информация знакома и они м/ее сообщить

если нет прямых указаний на обратное, то типичные схемы скорее всего действительны.

Стереотипизация позволяет делать обширные выводы на основе частичного знания, но м/оказаться обманчивыми.

Мысленные образы

Мысленные образы легко ускользают. Огромные индивидуал. различия. Образы исп-ся для ответа на вопросы, касающиеся пространственных или временных отношений (чтобы сказать, в каких буквах есть элементы, выступающие вверх над строчкой, мы должны мысленно просмотреть весь алфавит).

Сложно представить муху на хвосте слона (либо видим муху и зад слона, либо слона полностью, но не видим мухи, т.к. она маленькая).

Два направления исследований:

изучение пропозиционной репрезентации – изучение семантических сетей и схем; это подход самый полный и успешный, т.к. лучше изучался, подходит для манипулирования в виде структур компьютер. данных и т.д.

использование мысленных образов; здесь знания ограничены, мало работ.

Эти два направления должны сосуществовать. Должно быть возможным обращение к образам посредством слов и умозаключений, построение новых образов из частей старых, выведение следствий и т.п.

Научение и приобретенное мастерство

Научение, память и деят-ть взаимосвязаны. Исследуя память, мы делаем акцент на том, как info хранится, а затем извлекается для использования. При исслед-и процессов научения акцент перемещается на приобретение info, а при исслед-и действий – на ее использование.

Научение позволяет воспринимать новые мысли и использовать опыт. В большинстве случаев научение тесно связано с пониманием (чтобы научиться играть в шахматы, нужно понять ходы, цель, стратегию игры). Научение – это умение произвести действие, а не просто знание (сыграть в шахматы, а не просто «уметь»). Но хорошее знание и понимание не всегда ведет к умелому выполнению. Возможно умелое выполнение без понимания, понимание без умелого выполнения… Недостаточно знать что-либо, это знание д/б в нашем распоряжении в нужный момент (перед посадкой самолета выпустите шасси). Условие - действие. Но иногда не выпускают шасси. Информация не была извлечена из памяти. Иногда излишнее внимание к информации тоже мешает (при игре в теннис не стоит думать, под каким именно углом держать ракетку и куда вывернуть локоть). Умелые люди м/выполнять действие, уделяя минимум внимания – автоматичность. Ходьба и разговор – сложные умения, а мы делаем это автоматически.

Практикуясь в выполнении задачи, люди постоянно совершенствуются.

Работа большого мастера отлич-ся от просто очень хорошей в нескольких отношениях:

плавность – видимая легкость, с кот-й действует профессионал

автоматизм – мастер не сознает, что именно он делает

умственное усилие – по мере улучшения навыка оно уменьшается

влияние стресса – автоматизированные навыки меньше нарушаются при стрессе

интерпретация задачи – когда вы ходите, вы думаете не о том, куда ставить ноги, а куда вы хотите пойти

Миссионеры и каннибалы

Берег реки, лодка (минимум – один человек, максимум – два), на одном берегу три миссионера и три каннибала. Задача – переправить миссионеров; переправить каннибалов; переправить всех. Тренируясь, узнаете о том, как действовать.

поиск решения

его запоминание

выработка двигательного навыка (автоматизм)

Уменьшается время, необходимое для решения задачи. Умственная работа по мере упражнения уменьшается. Навык надо поддерживать упражнением, иначе он разрушится.

Последовательность процесса обучения идет от целого к частям и обратно к целому. Сначала задача хаотична и неорганизованна. По мере приобретения опыта вырисовываются некоторые моменты. Систематический анализ выявляет составные части, которым м/научиться по отдельности, а потом связывать их и сочетать. Возникают более крупные организационные единицы, предмет приобретает структуру и представляется теперь доступным для овладения. Затем применение знания становится автоматическим, умение делается подсознательным.

Способы научения: наращивание, создание структур, настройка

Три категории форм научения:

Наращивание (аккреция) – добавление нового знания к уже существующим схемам памяти (например, опытный водитель начинает управлять новым автомобилем).

Создание структур – образование новых понятийных структур, новое осмысление (когда существующие схемы становятся недостаточными).

Эксперименты:

Обучение азбуке Морзе (Брайен и Хартер, опирались на воспоминания телеграфистов). Графики – кривые переходят в плато. Происходит постепенное совершенствование (наращивание), за которым следует длинное плато, когда почти или совсем нет улучшения. Резкие подскоки кривой научения объясняются процессом перестройки задачи, обучением заново при помощи более подходящих структур памяти (например, воспринимать не отдельные буквы, а целые слова). Плато на кривой научения означает, что навыки низшего порядка приближаются к своему максимальному развитию, но еще недостаточно автоматизированы для того, чтобы внимание освободилось от них и обратилось к навыкам высшего порядка. Но данные Брайена и Хартера не подтвердились другими экспериментаторами (Келлер – изменения происходят одновременно с овладением единицами низшего уровня, обучение фразам и словам идет параллельно с усвоением отдельных букв, это приводит к плавному прогрессирующему улучшению).

Задача с проволочной головоломкой (разъединить детали). До 75-й пробы испытуемый справлялся с задачей, но случайным образом, методом тыка, а потом вдруг понял принцип, и выполнение задачи улучшилось, разброс времени решения уменьшился.

Особое состояние внезапного постижения необходимо для процесса научения, но для этого обучаемый должен находиться в состоянии растерянности и надо надлежащим образом предъявить инструкцию в нужный момент.

Настройка – тонкое приспособление знания к задаче. Один из способов – упражнение.

Изменение, кот-е происходит у чел-ка, знающего, как выполнять задачу, кот-ю он осваивает на практике, называется настройкой. Настройка состоит в медленной непрерывной адаптации структур знания, делающей их более эффективными, более специализированными, более автоматическими, специально приспособленными к требованиям задачи.

Что такое настройка? Это может быть:

приобретение специального знания для особых случаев, требующее большего объема памяти, но приводящее к эффективному выполнению задачи

объединение обычно применяемых действий в эффективный код для выполнения каких-то других действий

перемещение знания на уровни ниже тех, кот-е требуют сознательного внимания

Научение как понимание рассказа

Чтобы проследить за рассказом, стихом, житейскими событиями, нужно наметить некую систему координат для соотнесения разных аспектов знания. Задача понимания новой ситуации отчасти состоит в том, чтобы найти в прежнем знании уже существующие схемы, кот-е могли бы послужить ориентиром для построения новой схемы, соответствующей нынешней ситуации.

Искусный романист дает набросок, рассчитывая, что вы построите сценарий, и может намеренно создать у вас неверное понимание событий; автор может вызвать напряженное ожидание, определяя, какого рода схемы вы скорее всего будете создавать. Мы строим сценарий (схему) в соответствии с тем, что уже успели прочесть, и с имеющимся собственным знанием. Каждое новое предложение рассказа ложится на создаваемую схему и добавляет новые сведения, которые ограничивают интерпретацию. Понимание рассказа – активный процесс, требует построения надлежащих мысленных структур. Создание гипотез – иногда правильных, иногда ложных.

Обучение работе с программой Эд: анализ одного примера научения

Научение работе на редакторе текстов Эд (editor) людей, которые не умеют обращаться с компьютером (вроде древнего Word-а) – реальная задача. Но команды в нем надо было печатать на клавиатуре, как и текст. Основные команды – добавить, печатать, стереть. Давали сборник инструкций (вроде Help в программах – объясняет по ходу дела). Регистрировали, что испытуемый печатает, какую инструкцию читает и т.д., в общем, следили за успехами.