Смекни!
smekni.com

Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама (стр. 2 из 2)

Техника пустого стула – протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями. Протагонист разговаривает с кем-то в форме монолога или обмена ролями. Потом стул занимает второстепенное лицо, с кем протагонист мог бы общаться, как будто воображаемый кто-то был здесь. Обоснование: применяется, когда протагонист не готов встретиться с могущими причинить боль обстоятельствами. Показания: в начале сеанса для разогрева; в групповой терапии для “разборок” с важными для протагониста лицами; как ключ для начала сцены; когда протагонисту нужно выразить отрицательные чувства, гнев в форме физического насилия, он направляет агрессию на стулья; когда протагонист хочет выразить очень интенсивные положительные эмоции, но воздерживается из опасения смутить человека; когда в протагонисте живет чувство вины, и он должен справиться ним.

Зеркало – разновидность имитации поведения, разработанная для того, чтобы обеспечить протагониста живым зеркалом. Она осуществляется второстепенным лицом, исполняющим роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист наблюдает, удалившись из пространства действия. Иногда второстепенное лицо преувеличивает некоторые черты поведения протагониста. Техника используется в закрытых сеансах. Показания: когда протагонист неохотно взаимодействует со второстепенным лицом, погружен в себя, не разогрет или занимает позицию неучастия в сцене; когда протагонист участвует в сцене, но мало проникается значением своих действий, их последствий, значением своего отношения и поведения; когда приходится иметь дело с протагонистом, неспособным открыто общаться с другими людьми, или находящимся в депрессии, или с детьми с неадекватным поведением, или с протагонистом, одержимым фантазиями. Противопоказания: когда протагонист глубоко ушел в самооборону, очень чувствителен, с низкой самооценкой; когда протагонист с суицидальными наклонностями или параноидальными тенденциями. Эта техника направлена на преодоление сопротивления со стороны протагониста, у которого есть два аспекта: мотивационные – причины, побуждающие протагониста оказывать сопротивление действиям терапевта; поведенческие – когда способ выражения – сопротивление. Протагонист сопротивляется изменениям в 2-х формах – скрыто и открыто; сопротивления порождают: содержание обсуждаемой темы, терапевт, окружение, терапевтический процесс. “Зеркало” устраняет сопротивление теме “пустой стул” - сопротивление помощи второстепенного лица, “дублирование” - сопротивление теме, “обмен ролями” - элементы сопротивления теме.

Подгруппа общих техник касается времени и действительности, их использование в конкретной форме в терапевтическом процессе: “шаг в будущее”, “возврат времени”, “тест на спонтанность” - представляют собой разные измерения универсалии времени. “техника сновидения”, “психодраматический шик”, “ролевая игра под гипнозом” - различные аспекты универсалии действительности. Проблема заключается в том, как преобразовать три временных измерения в действующие величины. Техника “шаг в будущее” позволяет заглянуть в будущее, “возврат во времени” - в прошлое время, “тест на спонтанность” - сфокусироваться на настоящем.

Шаг в будущее – предназначена для описания ожидаемых явлений. Протагонист разыгрывает ситуацию, в которой, как он считает, он попадает в будущее. Существует и “тест на нахождение выхода” - протагонист проигрывает ряд фрустрирущих ситуаций, с которыми он может столкнуться во внешнем мире. Цель – устранение или ослабление предвосхищаемых тревог, особенно тех, которые воздействуют на поведение в (целом) настоящем. Ее эффективность зависит от степени выполнения условий:

Изображаемая ситуация должна быть важной для протагониста;

Второстепенные лица должны заставить протагониста почувствовать реальность будущей ситуации;

Протагонист в действительности собирается участвовать в этой ситуации;

“шаг в будущее” вводиться только после эффективного разогрева.

Показания: протестировать отношения, реакции, навыки и их последствия для протагониста в контексте будущих отношений; проверить, есть ли под амбициями и устремлениями протагониста реальная основа, помочь протагонисту определить ценность его будущих целей; как “тест на выход из затруднений”; смягчить давление, рассмотреть причины недостатка мотивации для достижения цели, вызванные низкой степенью уверенности в себе; снизить тревогу, тормозящий действие страха перед неизвестными событиями и их последствиями; подготовить протагониста к более эффективному поведению в будущем. Противопоказание: не следует вводить ее в первой сцене сеанса.

Возврат во времени – воссоздание значительных событий из прошлой жизни протагониста. Протагонисты и второстепенные лица должны пользоваться настоящим временем. Протагонист тщательно копирует то, что уже происходило. Показания: когда протагониста волнуют травмирующие или неприятные воспоминания; когда терапевт считает, что достижение катарсиса может облегчить или снять эмоциональное бремя прошлого; если настоящие трудности протагониста связаны с переживаниями в прошлом; когда нужно определить реакцию протагониста на определенную ситуацию, имеющую место в прошлом. Важно предварительно разогреть протагониста.