О взаимодействии следователя с иными участниками расследования можно говорить в известном смысле лишь условно, поскольку с процессуальной точки зрения здесь нет равноправного партнерства: статус следователя определяет его главенствующую и руководящую роль, персональную ответственность за принимаемые решения и результаты расследования в целом. 18 Вся деятельность иных участников расследования подчинена задачам, поставленным перед ними следователем, согласуется с ними. Однако термин «взаимодействие» традиционно используется для обозначения подобной деятельности, нет смысла при дальнейшем изложении прибегать к какому – либо другому обозначению данного понятия.
Взаимодействие должно строиться на определенных принципах. Основным принципом совместной деятельности следователя с органами дознания является ее соответствие требованиям закона. Это означает, что следователь по расследуемым им делам в порядке ст. 127 УПК РСФСР дает органам дознания отдельные поручения с указаниями о производстве розыскных и следственных действий, такие поручения обязательны для органов дознания. В соответствии со ст. 196 УПК РСФСР следователь вправе поручить сотрудникам органа дознания розыск обвиняемого, если его местонахождение не известно, а если обвиняемый не является к следователю, то последний вправе вынести постановление о принудительном приводе обвиняемого в порядке ст. 147 УПК РСФСР и поручить его исполнение органу дознания. Орган дознания, в свою очередь, на основании ст. 119 УПК РСФСР вправе сам проводить неотложные следственные действия и возбуждать уголовное дело, а после, по последственности направить его следователю.
Вторым принципом взаимодействия является организующая роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений. Этот принцип означает, что инициатива в совместной деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных обстоятельств дела определяет, работников, какой службы и когда следует привлечь на помощь. Обычно сотрудники органа дознания считают свою работу оконченной, когда установлено лицо, совершившее преступление и произведено его задержание. Если при расследовании убийств, сотрудники органа дознания еще проявляют определенное рвение в связи с тем, что такие дела стоят на особом контроле у начальников подразделений, но по другим видам преступлений следователь может только мечтать о том, чтобы его поручения выполнялись своевременно.
Третьим принципом взаимодействия является плановость и непрерывность расследования, так как наибольший эффект достигается именно благодаря согласованному планирования следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий. В плане указывается участие всех привлеченных к расследованию преступлений служб, указываются конкретные исполнители, устанавливаются определенные сроки. План может быть, как единым для всех исполнителей, так и раздельным. Раздельный план составляется в тех случаях, когда в нем раскрывается конкретное содержание оперативно- розыскных мер, что в общем, плане отражать нецелесообразно. При расследовании убийств, особенно совершенных в условиях неочевидности, такой план определяет сферы и порядок взаимодействия всех заинтересованных служб и тем самым приносит ощутимую пользу. Непрерывность взаимодействия означает, что оно начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо при наличии оснований к розыску скрывшегося преступника и в дальнейшем временная продолжительность и интенсивность взаимодействия детерминируется обстоятельствами и интересами дела. Действия этого принципа можно проследить на примере создания следственно-оперативных групп.
В последние годы практика значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп. Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее квалифицированных работников, что не всегда удается при организации « разового » взаимодействия следователя и оперативных групп; создавать лучшие условия для взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более активному и умелому использованию научно- технических средств, оперативной проверке нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на решающем участке.
Следственно- оперативные группы могут приступать к расследованию сразу после получения информации об убийстве, совершенном в условиях неочевидности, непосредственно с осмотра места происшествия. В других случаях такие группы начинают действовать лишь через несколько дней после совершения убийства, и если к этому времени работники местных правоохранительных органов не раскрыли преступление.
В практике правоохранительных органов сложились определенные виды следственных и следственно-оперативных групп. Остановимся на рассмотрении исключительно следственно- оперативных групп. Рассмотрение следует начать с приведения их классификации, которую предлагает в своей работе О.В. Синеокий *. При всем разнообразии и несходстве уголовных дел, индивидуальности их фабул и обстоятельств совершения преступлений создаваемые для их расследования группы можно подразделить на два вида, исходя из форм участия в них оперативных работников органа дознания. Первый вид – это взаимодействующее с оперативными работниками по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания. В полном смысле слова « следственно – оперативная группа » такую форму взаимодействия трудно назвать группой, она выделяется скоре всего для лучшего уяснения постоянно (в течение длительного времени) действующих групп. Такой взаимодействие целесообразно в ситуациях, когда лицо совершившее убийство, установлено и задержано. Тогда следователь направляет сотрудникам органа дознания поручения с указаниями действий, направленных на собирание дополнительных доказательств. Второй вид, – когда следователь или следователи взаимодействуют с постоянно выделенным составом оперативных работников. Такой вид взаимодействия наиболее благоприятен, так как в этом случае не только следователь, но и оперативные работники заинтересованы в своевременном и качественном проведении мероприятий. Контроль за деятельностью таких групп осуществляется путем заслушивания результатов, полученных за определенный промежуток времени или при выполнении какой-либо части плана, на совещаниях руководителя ведомства. Для создания группы не требуется вынесения специального постановления, надо, чтобы руководитель ведомства ( прокурор, начальник УВД и т.д.) издал приказ, где были бы указанны выделенные для постоянной работы в группе подчиненные ему работники. При этом следует заметить, что участие в такой группе лишь в исключительных случаях, таких, например, как необычайно большой объем работы, особая тяжесть совершенного преступления, повышенный интерес к расследованию преступления со стороны общественности, освобождает следователя или оперативного работника от выполнения повседневной работы по своим делам. Как правило в группу включаются наиболее опытные и квалифицированные работники, у которых и так большая загруженность им тяжело сконцентрировать усилия на деятельность в группе, так как из-за этого происходит приостановление текущей работы по остальным делам.
Численность следственно- оперативных групп может быть самая различная: от двух – трех, до нескольких десятков участников. Для каждого вида следственно-оперативных групп характерны свои тактические особенности взаимодействия, они определяются кругом участников, задачами и др.
В УПК РСФСР прямо не предусмотрена возможность создания следственно – оперативных групп, никак не регламентирована подобная деятельность. Тем не менее данные группы создаются и выполняют определенные задачи. Не приводит ли создание таких групп к произвольному расширению имеющегося правового поля? Представляется, что нет. Так сами основы деятельности по расследованию преступлений подводят нас к выводу о том, что без создания таких групп невозможно выполнить задачи, установленные ст.2 УПК РСФСР. Яркий пример тому – дежурные следственно – оперативные группы. Такие группы сложились в повседневной практике суточных дежурств, как правило, городского или районного уровня. Создание такой группы не регламентировано какими – либо нормативными документами, как единица она формально и фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется в зависимости дежурных работников прокуратуры и органов внутренних дел. В работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. В работе такой группы имеются и отрицательные аспекты – по окончании дежурства происходит замена следователя, ввиду постоянной смены состава между членами группы нет сложившегося «рабочего контакта», то есть деятельность такой группы по сравнению с созданными на продолжительный срок значительно менее эффективна. Тем не менее, без создания такой группы деятельность правоохранительных органов немыслима.