Подготовка объектов.
Качество снимков зависит от размещения объекта относительно съемочной камеры. Фотографируемые объекты размещаются на устойчивых предметных столиках, дающих возможность использовать различные виды освещения и быстро менять тональность фона. Последний должен быть однородным, нейтральным и обязательно контрастным к объекту, чтобы наилучшим образом подчеркнуть его форму. Объект располагают на чистом предметном стекле, что обеспечивает его устойчивость и возможность перемещения при кадрировании. В качестве фонов под стекло кладут лист белой, черной или серой бумаги. Рядом с объектом на одном уровне располагается масштабная линейка. Линейку располагают со стороны, противоположно к источнику света, чтобы тени от нее не маскировали участки изображения.
Определение экспозиции также происходит методом проб.
Выдвижение объектива. Осуществляется с помощью различных приспособлений (колец, тубусов) до тех пор, пока плоскость фокусирования не совместится с фокальной плоскостью фотокамеры.
Объективы для макросъемки.
В макрофотографическом процессе применяются как обще фотографические, так и специально разработанные объективы – микроанастигматы, выпускаемые с фокусным расстоянием от 10 до 150 мм. Первые сориентированы для съемки предметов, расположенных не ближе 10 – 15 фокусных расстояний. При макросъемке это условие нарушается, следствие чего изображение недостаточно качественно по всему полю кадра. Поэтому приходится использовать лишь центральную часть объектива, диафрагмируя его до значений 5,8 – 11. Микроанастигматы сконструированы для съемок при малых предметных расстояниях, и при больших увеличениях они дают резкое изображение по всему полю зрения.
Прежде, чем приступить к макросъемке, необходимо определить ее основные параметры:
1) масштаб изображения (М): M = l/L
l -линейные размеры изображения, L -линейные размеры изображаемого объекта.
2) фокусное расстояние объектива;
3) растяжение меха фотокамеры;
4) предметное расстояние – фокусное расстояние отМакрофотоустановки.
Для съемки по методу макрофотографии используют специальные приборы макрофотоустановки, имеющие различные конструкции.
Значительное распространение в экспертной практике получили макрофотоустановки: «Беларусь» (СБ-2), «Уларус», «Уларус-2»,ФМН-2.
«Беларусь» (СБ-2).
Фотоустановка снабжена двумя фотокамерами: широкоформатной –9x12 и малоформатной –24x36 мм. В её комплект входят объективы «Индустар-55У»(4,5/140 мм) и «Индустар-58(3,5/75 мм), предназначенный для малоформатной камеры, позволяющие фотографировать объекты в масштабе от 1/10 до7/1.
Конструкция. На столе крепятся основная и вспомогательная штанги, по которым перемещается кронштейн с фотокамерой. Изменение положения фотокамеры относительно стола достигается вращением штурвала для перемещения кронштейна по штанге. Во время съемки кронштейн с фотокамерой закрепляются неподвижно затяжным винтом.
«Уларус-2».
Фотоустановка представляющая собой модульную систему приспособлений и осветителей, позволяющих выполнить разнообразные работы. Она может использоваться для съемки на 35 мм и 62,5 мм фотопленки, фотопластинки. В комплект установки входят объективы «Индустар-55У»(4,5/140 мм), «Индустар-58(3,5/75 мм), «Индустар-50-2» и «Индустар-104-У», позволяющие при съемке на рулонные пленки изменять масштаб изображения от 1/18 до 20/1, а при съемке на фотопластинки от 1/5 до 16/1. Софиты общего света, просветный экран, осветители ДС, фотовспышки ФИЛ-107 позволяют получать нужное освещение. Система модулей включает каркас фотоустановки и набор принадлежностей для фотографирования различных следов в зависимости от их свойств и задач исследования. К основанию прибора крепятся стол и штанга с подвижной кареткой и фотокамерой Положение стола относительно штанги регулируют с помощью 4 винтов у основания. На столе размещены блоки питания и управления, выносной пульт и другие принадлежности. На краях стола имеется 6 фланцев для крепления стоек с осветителями.
«ФМН-2».
В комплекте установки находиться 4 объектива – микроанастигмат «Корректор»(6/150) и 3 микропланнара (4,5/100; 4,5/65; 4,5/40), дающих увеличение от ½ до 20/1.
В микросъемке ФМН-2 применяется со специальными окулярами – гомалями, позволяющими выравнивать кривизну поля изображения, компенсировать хроматическую разность увеличений, т.е. улучшить качество изображения. «ФМН-2» также укомплектована набором осветителей, одни из которых дают рассеянное освещение, другие –направленное, третьи – исключающие появление теней от объекта на фоне.
Конструкция.
На основании крепится кронштейн со штангой и осветительное
- 12 -
устройство, направляющее посредством линз и зеркал лучи в объектив фотокамеры, что создает мощный поток проходящего света, Объекты размещаются на 2 специальных осветительных столах – малом и большом на верхней плите основания прибора. Нижнее и верхнее плато фотокамеры перемещают по штанге, обеспечивая тем самым необходимое для макросъемки растяжение меха. Верхнее плато фотокамеры имеет посадочное гнездо под кассету 9x12 см или зеркальную приставку для фокусировки изображения. Внутри приставки размещено зеркало, которое рукояткой устанавливают под углом 45º к оптической оси фотокамеры, чтобы направить лучи света на матовое стекло. На объективной доске нижнего плато смонтированы центральный затвор и раздвижной тубус объектива.
Для съемки по методу макрофотографии также используют зеркальные фотоаппараты типа «Зенит», обеспечивающие удобное кадрирование и фокусирование объекта, удлинительные кольца и макроприставки с мехом (дополнительное выдвижение объектива), устанавливаемые между корпусом фотокамеры и объективом и позволяющие плавно изменить масштаб изображения.
Глава III . Факторы, влияющие на качество изображения следов орудий взлома и инструментов.
1) Освещение;
2) Масштаб;
3) Резкость изображения;
4) Выдержка;
5) Свойства фотоматериала.
3.1. Освещение.
Одним из наиболее существенных условий, влияющим на качество изображения следов, являются приемы освещения, которые должны способствовать выявлению формы, объема и индивидуальных особенностей орудия, отобразившихся в следах за счет соответствующего расположения признаков, важных в криминалистическом отношении и которые выбирают в зависимости от их вида и свойств объекта, на котором они расположены.
3.1.1.Виды освещения:
1)проходящее;
2)отраженное;
3)комбинированное.
Наиболее часто при съемке следов орудий взлома применяют отраженное освещение, т.е. съемка проводится в отраженном свете.
Отраженное освещение:
а) диффузное – создает на объекте невысокий интервал яркостей. Светотеневой рисунок мягкий без плотных теней. Объемные предметы выглядят плоскими, а мелкие детали равномерно освещенные со всех сторон, не воспроизводятся. Такое освещение применяют при фотосъемки сложных по конфигурации предметов, имеющих полированные бликующие поверхности.
б) направленное освещение – создает на объекте широкий интервал яркостей.
- 13 -
Элементы рельефа, расположенные перпендикулярно
направленного света, имеют с одной стороны максимальные яркости, а с другой – глубокие тени. На изображении запечатлевается четкий светотеневой рисунок. Если элементы рельефа расположены параллельно световому потоку, то они оказываются освященными равномерно и на изображении имеют невысокий светотеневой контраст.
1) лобовое освещение.
2)вертикальное освещение – освещение, применяемое для съемки глубоких объектов, образующее световой поток под углом 90º к поверхности предмета.
Получаемый светотеневой контраст невысок. На изображении заметны наиболее крупные детали. Получают его с помощью опак – иллюминаторов (параллельная стеклянная пластинка, установленная под углом 45º к освещаемой поверхности) при направлении пучка света параллельно предмету со стороны острого угла. Источник света размещают как можно ближе к объекту, а пучок света фокусируют почти до размеров площади фотографируемого участка;
3) боковое освещение – освещение, при котором лучи света направляют под углом от 30º до 60º . Используется при съемке объемных предметов.
4) косо направленное освещение - световой поток, идущий под углом от 3º до 15º .Чем меньше рельеф, тем под более острым углом освещают объект. Тогда даже от небольших выступов и впадин на поверхности предмета образуются четкие тени, а изображение выглядит очень контрастным. Лучи света необходимо направлять перпендикулярно поверхности объекта.