Смекни!
smekni.com

Формы и тактика использования специальных познаний при расследовании преступлений (стр. 2 из 4)

Судебно-психиатрическая экспертиза осуществляется экспер­тами межрегиональных центров судебной психиатрии и регио­нальных психиатрических лечебных учреждений. Центральным учреждением судебно-психиатрической экспертизы является Го­сударственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. проф. Сербского в Москве.

Судебно-бухгалтерская, судебно-товароведческая, судебно-автотехническая, пожарно- и взрывотехническая, судебно-почвоведческая и судебно-биологическая экспертизы осуществляются в соответствующих подразделениях Федерального центра и лабо­раториях судебной экспертизы Минюста России. При отсутствии соответствующих специалистов в институтах судебной экспертизы эксперты приглашаются из соответствующих по профилю лабораторий институтов и производств других ведомств. При произ­водстве экспертизы в судебно-экспертом учреждении в постанов­лении или определений о назначении экспертизы указывается уч­реждение (лаборатория, институт и т.д.), в котором должна быть выполнена экспертиза. Конкретного эксперта с учетом его специ­ализации, квалификации, сложности исследования и других об­стоятельств назначает руководитель экспертного учреждения. При производстве экспертизы вне экспертного учреждения в постановлении или определении о назначении экспертизы указыва­ется конкретное сведущее лицо, которому поручается экспертиза. Вне экспертного учреждения экспертиза проводится, как правило, лишь тогда, когда соответствующее исследование не может быть выполнено в государственном учреждении судебной экспертизы, например по вопросам экономики, строительства, искусствоведения и др. Каждый следователь и судья должны знать систему государственных учреждений судебной экспертизы и иметь список сведущих лиц, могущих выступать в качестве экспертов по расследуемым данным органом делам.

Существенным элементом тактики проведения экспертизы является определение объектов, задач и объема исследования. Под объектами исследования понимаются материальные источники информации о подлежащих установлению по делу фактах. Задачи или предмет исследования характеризуют сущность подлежащих разрешению посредством экспертизы вопросов. При наличии одних и тех же объектов исследования предмет исследования, его задачи могут быть различными. Так, в отношении рукописного текста накладной могут быть поставлены вопросы об исполнителе (идентификация личности по почерку), наличии исправлений, содержании удаленного текста, последовательности заполнения отдельных реквизитов документа и другие задачи технического исследования документов. Объем или предметы экспертного исследования характеризуются кругом его объектов и задач, определя­емых следователем или судом в постановлении или определении о назначении экспертизы. Эксперт не вправе ограничить объем предложенного ему исследования. Однако следователь дли суд при наличии большого количества однородных объектов (партия недоброкачественной продукции, большая серия подложных документов и т.п.) должны рассмотреть вопрос о целесообразности выборочного исследования, указав в своем заключении на обнаруженные в процессе исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы (ст. 191 ] УПК).

В зависимости от предмета исследования различают следующие виды экспертного анализа:

1) механоскопический анализ, предметом которого являются различные параметры механизма следоообразования (например, направление, скорость, сила, последовательность взаимодействия объектов при исследовании транспортной аварии, взлома, выстрела);

2) каузальный анализ, предметом которого является причинная связь между явлениями (например, что явилось непосредственной и общей причиной смерти, к каким последствиям привела авария очистных сооружений и т.п.);

3) диагностический анализ, предметом которого является ис­следование свойств и состояний объектов, связанных расследуе­мым событием (например, вменяемости, аффекта, опьянения, бе­ременности, исправности огнестрельного оружия, состояния бух­галтерского учета и т.п.);

4) классификационный анализ, предметом которого является определение природы, происхождения, назначения и относимость исследуемого объекта к определенному подразделению какой-либо классификационной системы (роду, виду, сорту, модели, ар­тикулу и т.д.);

5) идентификационный анализ, предметом которого является разрешение вопроса о тождестве связанных с расследуемым собы­тием объектов;

6) ситуалогический анализ, предметом которого является исследование следственно-экспертной ситуации с целью получения информации об обстоятельствах расследуемого события. Так, путем исследования обстановки места кражи со взломом эксперты определяют способ взлома, вид орудий взлома, последователь­ность действий преступников, число преступников, их професси­ональную подготовку, время, затраченное на производство взлома, наличие у преступников сведений об объекте кражи и др. При производстве ситуалогической экспертизы могут использоваться методы любых других видов экспертного анализа.

Функциональное назначение приведенной классификации со­стоит в том, что каждый из указанных видов экспертизы требует использования специальной экспертной методики, что должно учитываться как при назначении и производстве, так и при оценке результатов экспертизы.

Определяя объекты и задачи исследования и формулируя во­просы перед экспертизой, следователь и суд руководствуются сле­дующими требованиями:

уяснением сущности подлежащего установлению по делу обстоятельства;

ознакомлением с научными возможностями и методами установления подлежащего установлению обстоятельства;

определением других, дополнительных к экспертизе, контролирующих средств получения доказательственной информации;

четким определением компетенции экспертов и связи их выводов с другими средствами установления существенного по делу обстоятельства;

необходимостью правильного в специальном-научном, логи­ческом и грамматическом отношении формулирования вопросов перед экспертизой.

Эксперт имеет право (ст. 82 УПК) знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы. Помимо исследуе­мых объектов и сравнительных материалов экспертам предостав­ляются сведения, необходимые для оценки обнаруженных при специальном исследовании признаков, на основе которых они дают свое заключение. Так, для оценки идентификационных признаков почерка в ряде случаев необходимы данные об условиях выполнения исследуемой рукописи, состоянии зрения, родном языке, заболеваниях, перенесенных проверяемым лицом; для выводов эксперта-автотехника существенное значение могут иметь сведения о скорости и направлении движения транспортного средства, потерпевшего, их маневрировании, предупредительных сигналах и т.п.

Такого рода данные следователь и суд получают путем допро­сов, осмотров и иных действий. Собранные сведения сообщаются эксперту в постановлении о назначении экспертизы или путем предоставления следственного производства. В ряде случаев получение необходимых материалов и сведений может потребовать присутствия эксперта при допросах, осмотрах, освидетельствованиях и других следственных действиях, в ходе которых эксперт может задавать вопросы или ходатайствовать о приобщении к делу предметов и документов, необходимых для дачи заключения. Самостоятельно эксперт не вправе получать какие-либо материал дела или сведения, необходимые для экспертизы.

4. Получение образцов для сравнительного исследования

Для производства сравнительных идентификационных исследований помимо вещественных доказательств - следов искомых лиц или предметов, изъятых с места преступления, необходимы образцы — отображения свойств проверяемых объектов. Следы преступления возникают в процессе расследуемого события стихийно. Следователь может лишь обнаружить и сохранить ту информацию, которая уже содержится в следах преступления. Сравнительные образцы являются продуктом целенаправленной деятельности следователя и суда, от которой в значительной степени зависит их количество и качество, как объективные предпосылки успешного исследования.

Особенно большое значение количество и качество сравнительных образцов приобретают в сложных случаях исследования: при недостатке содержащейся в следах информации, маскировке иден­тификационных признаков, разрушений следов и т.п. Анализ экспертной и следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачи заключений и вероятных заключений являются недоброкачествен­ность представленных на экспертизу материалов, в частности срав­нительных образцов. В связи с этим большое практическое зна­чение для следователя и суда приобретает знание общих требова­ний, предъявляемых к образцам для сравнительного исследова­ния, и общих принципов их получения.

Независимо от формы отражения идентификационных свойств в образцах (оттиски, отпечатки, части или частицы проверяемого объекта) последние должны удовлетворять следующим общим тре­бованиям:

1) несомненности происхождения;

2) репрезентативности;

3) сопоставимости.

Несомненность происхождения означает точное установление в процессе расследования, от какого лица или предмета получены рукописи, оттиски, образцы крови, волос, из какой конкретно ем­кости или хранилища получены образцы краски, зерна, изделия и т.д. Происхождение образца от конкретного, точно установлен­ного, следствием объекта должно быть заверено следователем или судом.