Смекни!
smekni.com

Шоколад (стр. 1 из 4)

Отломив и отправив в рот кусочек шоколада, не грех вспомнить знаменательную дату в его истории, выпавшую как раз на новогодье: только что это столь популярное лакомство отметило полуторавековый юбилей. В 1847 году английская компания «Фри и сыновья» выпустила первые плитки шоколада, которые стали самым неожиданным новогодним подарком и самым изысканным украшением праздничного стола, накрытого к встрече 1848 года.

Золото от Монтесумы

150 - возраст, конечно, почётный, но, говоря откровенно, совсем незначительный в сравнении с жизнью длиною в три тысячи лет, которую прожил шоколад. А именно тогда, по меньшей мере три тысячелетия назад, как свидетельствуют учёные, индейские народности Мексики ацтеки и майя попробовали плоды дерева какао и пленились ими. Люди решили, что дерево это принесли им из рая боги. Не потому ли тысячелетия спустя знаменитый шведский естествоиспытатель и классификатор растений Карл Линней (1707-1778) так и записал на латыни: «Какао - пища богов»?

Трудно сказать, росло ли дерево какао в райских кущах, но на мексиканских плато это невысокое , но очень красивое растение встречалось древним на каждом шагу. Неизвестно, любовались ли они его цветами с пятью лепестками, облепляющими ствол и крупные ветки, но несомненно оценили своеобразные плоды. Плод какао - это около 30 семян, упрятанных в мешочки со сладкой мякотью. Древние, если верить преданиям, заметили, что её очень любят обезьяны, и, собезьянничав, тоже стали лакомиться ею. А потом попробовали зёрна. Научились готовить из них сладкий горячий напиток, назвав его «чоколатл» - «сладкая жидкость». Зёрна дерева какао ценились индейцами столь высоко, что использовались ими в качестве денег.

В 1519 году вождь ацтеков Монтесума угостил «сладкой жидкостью» своего гостя - испанского конкистадора Эрнана Кортеса. Сам Монтесума, по преданию, каждый день выпивал не менее 50 золотых бокальчиков этого напитка. «Чоколатл», - будто бы говаривал он, - даёт мудрость и вливает здоровье в мои члены». Кортес привёз напиток в Испанию. Есть, правда, упоминания, что почти тремя десятилетиями раньше, в 1492 году, зёрна какао-бобов преподнёс испанскому королю Христофор Колумб, но, полагают знатоки, великий путешественник не сумел приготовить из них шоколадный напиток, и дар этот остался невостребованным.

А подарок Монтесумы испанцы оценили по достоинству и, решив, что таким сокровищем должны владеть только они, хранили секрет приготовления шоколада в строгой тайне. Но секрет продолжался меньше века. В 1606 году горячий напиток с божественным вкусом попробовал итальянский путешественник Антонио Карлетти, колесивший по Испании. «Не гоже испанцам хранить то, что должно принадлежать всему миру», - подумал он и... выкрал рецепт. Так с лёгкой, хоть и не совсем чистой, руки Карлетти шоколад начал триумфальное шествие по Европе, а потом и по всему свету. Не встречая сопротивления, как скажем, помидоры или картошка, он играючи повсюду завоёвывал себе поклонников. Чашечка горячего шоколада на десерт стало признаком хорошего вкуса в высшем обществе, знаком достатка и респектабельности. Божественный напиток вдохновлял поэтов и художников. «Шоколадницей», созданной в середине 40-х годов XVII столетия, вписал своё имя в мировое искусство швейцарский живописец Жан Этьен Лиотар.

В освоении «экзотического пришельца» важный шаг сделан XIX век: именно тогда была разработана технология получения густой шоколадной массы, выпущенные впервые плитки шоколада, о юбилее которых говорилось выше. Новинку сразу оценили моряки королевского английского флота: она была не только вкусна, но, главное, питательна и спасала от цинги - постоянной спутницы дальних плаваний.

В 1876 году в «шоколадную» летопись было вписано ещё одно имя: швейцарец Даниэль Петер запатентовал метод производства молочного шоколада и продал своё изобретение швейцарской компании «Нестле», знаменитой ныне на весь мир. С тех пор фантазия шоколадных дел мастеров не знает удержу. Шоколад делают с начинкой и без неё, с самыми разнообразными добавками - молоком, кофе, орехами, фруктами. Кто как любит. Важно только, чтобы эти дополнения не превышали 50 процентов общей массы.

Признанными законодателями шоколадной моды в Европе считаются швейцары. И не мудрено: они свято соблюдают традиционную технологию приготовления чудесного лакомства. Если же вдруг обнаружится хоть малейшее нарушение, они готовы понести любые потери, но сохранить честь своей марки. Так в марте 1997 года случилось со всемирно известной компанией «Крафт-Якобс-Сушар». Выяснилось, что популярные шоколадные батончики-тоблероны содержат добавки, полученные из генетически модифицированной сои, использование которой в Альпийской республике запрещено. Не колеблясь, не обращая внимания на убытки, руководство фирмы решительно изъяло из продажи 250 тонн тоблеронов. Часть «спорного» шоколада была бесплатно предложена благотворительным организациям. Другая отправилась в страны, где «трансгенная» соя разрешена и не создаёт проблем для потребителей (к слову сказать, она абсолютно безвредна для здоровья). Не исключено, что и россиянам довелось отведать эти тоблерончики, заполнившие в последнее время прилавки наших магазинов.

Не менее швейцарцев любят шоколад добропорядочные немцы. Шоколадные плитки, батончики., фигурки животных и любимых сказочных персонажей в красивых коробках или в глянцевых обёртках - непременный подарок к любому празднику. В бурное время зимних карнавалов, предшествующих строгому предпасхальному посту, практичные немцы щедро разбрасывают шоколад в веселящиеся толпы. Говорят, в прошлом году на карнавале в Кельне ряженые разбросали 140 тонн сладостей, 700 тысяч плиток шоколада и 220 тысяч коробок с конфетами.

Посоревноваться с ними в «сладком разгуле» могут англичане. Не боясь испортить фигуру, британцы поедают сейчас шоколада и прочих сладостей на 12% больше, нежели 10 лет назад, уверяют представители национальной кондитерской индустрии. Настоящие «шоколадные оргии» сотрясают страну в день святого Валентина, когда предметам обожания дарят тонны шоколадных сердечек с надписями, вроде «Твоя навеки» или «Поцелуй меня». В последнее время надписи стали более современными, и вместо «Напиши мне письмо» на конфетах теперь можно прочитать: «Свяжись со мной по электронной почте» или «Пришли мне факс». А в минувшем году всех удивили лондонские парфюмеры, пропитавшие запахом шоколада продукцию парфюмерного салона «Супердраг» на Стренде. И сделали они это, точно следуя рекомендациям учёных, установивших, что аромат обычных «сникерсов» и продукции «Кэтбери» в расплавленном виде ассоциируется у людей с самыми сладкими в их жизни любовными романами. Впрочем, это и не удивительно: ведь Великобритания занимает третье место в мире по потреблению шоколада и конфет (13 кг на душу населения в год), уступая Дании (17 кг) и Ирландии (14 кг).

«Я пробовал разный шоколад. Есть отличный. Но предпочтение, тем не менее, отдаю американскому», - признался председатель совета директоров «Херши фудс корпорейшн» Кеннет Вулф. Преисполненные национальной гордости американцы едят только свой шоколад и только «Херши» считают настоящим. «Конечно, у каждого народа свои традиции. Но выпускать шоколад с алкогольной начинкой... Нет, этого от «Херши» не дождаться!» - Вулф даже мысли такой допустить не может.

Именно на фабрике Мильтона Херши в начале века появились первые шоколадные изделия, доступные по цене большинству жителей США. И до сих пор здесь трудятся станки, купленные ещё отцом-основателем в 1905 году. Один из них неутомимо заворачивает в разноцветную фольгу знаменитые «Киссиз». В день с конвейера слетает 2 миллиона таких «поцелуйчиков» и отправляется отсюда в 60 стран мира.

Американские шоколадники, зная слабости своих соотечественников держат, как говориться, нос по ветру. В магазине «Кэнди фэктори» в Лос-Анджелесе, например, привередливый сластёна может купить конфетку под названием «Эвандер-Тайсон - укусы». Шоколадное ухо - и даже уже надкусанное! Нет, не могли упустить предприимчивые кондитеры событие, которое потрясло фанатов бокса. Правда, в отличие от любителей сенсаций «изобретательность» хозяина «Кэнди фэктори» Фрэнка Шефтела не вызвала радости боксёра-чемпиона. Адвокаты Холифилда, защищающие честь своего клиента официально потребовали от торговца немедленно прекратить продажу «ушей», а полученную уже выручку передать спортсмену. Но упрямый Шефтел и не собирается отказываться от ходового товара. Говорит - до суда.

«Шоколадные курьёзы» до суда доходят не часто, но шум порой вызывают немалый. Чего стоит одна лишь история со «сникерсами» и «марсами», случившаяся минувшим летом, когда недобросовестные поставщики, скупив по дешёвке шоколадки с истёкшим сроком годности попробовали всучить их российским сладкоежкам. Хорошо санэпиднадзор у нас бдительный! И отправились тонны злополучных батончиков в подмосковное животноводческое хозяйство ЗАО «Кузнецовский комбинат», на радость хрюшкам, заметно отъевшимся на отвергнутой импортной продукции.

Европейцы, между тем, грудью готовы встать на защиту традиционного шоколада и отвергают любые нововведения, если они не идут на пользу качества. Его истинные знатоки и ценители пришли в ужас от предложения, выдвинутого в Европейском парламенте, заменить 5% масла какао в шоколаде другим - например, оливковым. «Это всё равно, что разбавить коньяк дешёвым пивом», - воскликнул президент итальянского Общества потребителей Эудженио Гуадуччи, выступая на международном «шоколадном форуме» в Италии в октябре прошлого года. «Если предложение Европарламента будет одобрено, мы создадим свою «Гринпис», точнее «Браунпис», - предупредил он, имея в ввиду коричневый цвет шоколада - «браун» по-английски.

Пока бушуют европейские «шоколадные страсти», не уступающие по силе иным страстям политическим, россияне, вдоволь наевшись заморских сладостей, решили: пусть о вкусах не спорят, но лучше нашего шоколада нет. И никакаой другой не сравниться с чуть горьковатой пористой «Славой», твёрдым «Гвардейским» или нежным молочным с добрым именем «Алёнка». Хоть и обосновалось на нашей земле настоящее «Золото Альп», для нас «Мишка косолапый» или «Мишка на Севере» никогда не станет «Мишкой Гольд» - в какую бы иностранную обёртку его не нарядили. И идёт это не только от подзабытого чувства патриотизма. Просто - действительно вкусно. А всемирная «шоколадная история»без них была бы неполной.