Анализ большого экспериментального материала представленного рядом исследователей (В.М.Караваев ,1964,1967, Г.Г.Воккен, 1964,1967; В.Т.Круглов, 1964,1968; П.Я.Рыбак, 1959, В.П.Фролов, 1998, В.В.Ивановцев,1965) дают основание рекомендовать проведение ветеринарно-санитарной оценки туш и органов животных, подвергшихся воздействию ионизирующих излучений обычным порядком с учетом их радиоактивной зараженности, определяемой радиометрией проб мышц, костей и паренхиматозных органов и сравнение с допустимыми уровнями заражения радиоактивными веществами пищевых продуктов. При обнаружении патологоанатомических измененных туш и органов с ними поступают в зависимости от результатов бактериологических исследований, для чего пробы направляют в ветеринарную лабораторию (согласно ГОСТу 7269-54).
Убой животных на мясо после внешнего гамма-облучения разрешается при всех дозах воздействия, в любые сроки, степени и периоды развития острой лучевой болезни. Запрещается убой при повышенной температуре тела, истощении и в состоянии агонии животного.
Патологоанатомические изменения, наблюдаемые у животных, подвергшихся воздействию ионизирующих излучений, зависят от тяжести лучевой болезни и времени убоя после поражения. Если животные убиты в первые 3-5 дней после тяжелого поражения (в скрытый период лучевой болезни),то обнаруживают небольшое количество кровоизлияний почти во всех органах и тканях, но чаще всего в эпикарде, почках и слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта. Точечные кровоизлияния в эпикарде располагаются около основания сердца и по ходу венечных сосудов. В почках точечные кровоизлияния часто находят в корковой зоне, реже в слизистой оболочке лоханок. Отмечаются характерные мелкопятнистые или точечные кровоизлияния в слизистой оболочке преджелудков крупного и мелкого рогатого скота, слизистой кишечника и желудка свиней. Кровоизлияния можно обнаружить по ходу ветвей сосудов брыжейки. Лимфатические узлы иногда слегка набухшие. Деструктивные изменения отмечаются в костном мозге, который при тяжелых поражениях уже в ближайшие 2-З дня может быть опустошен. В нем содержится очень мало кроветворных клеток, и в основном обнаруживаются жировые, ретикулярные и плазматические клетки.
Вследствие этого на распиле губчатые кости имеют желтый цвет. В период разгара лучевой болезни обнаруживаются множественные кровоизлияния (питехии и экхимозы) в подкожной клетчатке и коже, во внутренних органах, на серозных и слизистых оболочках паренхиматозных органов, некробиотические участки и деструктивные изменения в тканях, (некротические участки на слизистой оболочке полости рта, глотки, гортани, изъязвления на деснах). Наблюдают кровоточивость органов и тканей, аплазию костного мозга, характерная окраска которого (он становится темного цвета) и консистенция изменяются. В легких находят явления застоя, отека, геморрагии и очаги деструктивно-склеротических изменений. В толстом и тонком отделе кишечника заметны воспалительные явления, сопровождающиеся появлением некротических и фибринозных наложении. В печени обнаруживают значительные деструктивные изменения с очагами некроза, а в почках выраженные дегенеративные изменения и кровоизлияния, особенно в слизистой оболочке лоханок. В сердце, под эпикардом и внутри мускулатуры обнаруживают множественные кровоизлияния, дистрофические изменения мышечных волокон. У животных, убитых в период разрешения лучевой болезни, обнаруживает следы бывших кровоизлияний в виде скоплений гемосидерина в слизистой оболочке кишечника, а также гемосидероз лимфатических узлов, придающих им ярко-ржавую окраску. Костный мозг имеет нормальный вид, но по цвету он может отличаться, так как его окраска бывает либо бурой, либо бледнее, чем обычно. При средней тяжести лучевой поражения описанные по периодам болезни патологоанатомические изменения выражены менее отчетливо. В предыдущих разделах подробно отмечалось, что при радиационных поражениях животных резко подавляются защитно-барьерные функции организма: ослабляется естественный и приобретенный иммунитет, снижаются барьерно-фиксирующие свойства лимфатических узлов и антитоксическая функция печени, угнетается деятельность макрофагов, уменьшается интенсивность антителообразования, увеличивается проницаемость кожи, слизистых оболочек и снижаются их бактерицидные свойства, извращается воспалительная реакция на проникновение микробов. Повышение проницаемости и ломкости капилляров в ходе развития лучевого поражения приводит к появлению множественных кровоизлияний различной локализации и разных размеров. Эти два фактора, т.е. нарушение барьеров и проницаемости, уже в скрытом периоде лучевой болезни способствуют, с одной стороны, проникновению в лимфатические узлы и общий кроваток условно-патогенной микрофлоры, обычно обитающей в кишечнике и дыхательных путях, с другой - повышению чувствительности облученных животных к воздействию патогенных микробов.
В настоящее время повышенная восприимчивость различных видов облученных животных к патогенным и условно-патогенным микробам продемонстрирована на примерах самых разнообразных возбудителей инфекционных болезней и типичных представителей микрофлоры кишечника и дыхательных путей. Доказано, что внешнее воздействие ионизирующей радиации в дозах 5,0-6,0 Гр. на овец, телят и свиней - носителей салмонелл приводит к обострению и генерализации салмонеллезного процесса.
Установлено проникновение условно-патогенных микробов из желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей в паренхиматозные органы и лимфатические узлы пораженных животных еще до развития видимых клинических признаков лучевой болезни. При этом чаще всего микробы обнаруживали в печени и селезенке. Среди найденных микроорганизмов идентифицировали главным образом бактерии группы кишечной палочки и стрептококки. Патогенные микробы не установлены.
Таким образом, постоянно развивающаяся эндогенная инфекция за счет условно-патогенных микробов и усиление восприимчивости облученного организма к патогенным микробам должны обязательно учитываться при ветеринарно-санитарной экспертизе туш и органов животных с радиационными поражениями. При этом также следует принимать во внимание, что радиационное поражение животных сопровождается нарушением обмена веществ , в частности, углеводного обмена. У пораженных животных уже через несколько часов после облучения отмечается повышение уровня сахара в крови, который, увеличиваясь, достигает наибольшего значения в период развития лучевой болезни. Чем больше доза ионизирующей радиации, тем резче у животных выражена гипергликемия. Последняя сохраняется 2-З недели. К моменту появления выраженных клинических признаков радиационного поражения в печени наблюдают резкое снижение содержания гликогена. Общеизвестна значительная роль углеводной системы в процессах, происходящих, в мышечной ткани при жизни и после смерти животных. Во время созревания мяса особенно интенсивно действуют ферменты гликолиза, т.е. расщепляющие гликоген. Гликоген через ряд промежуточных реакций переходит в молочную кислоту, играющую существенную роль в процессе созревания мяса. Накопление молочной кислоты в мышечной ткани является одним из факторов увеличения концентрации ионов водорода. Более кислая реакция среды способствует созданию неблагоприятных, условий для развития гнилостной микрофлоры. Вполне естественно, что нарушение углеводного обмена у облученных животных может повлечь за собой изменение процесса созревания мяса.
Изучено изменение гликолитических процессов в крови и санитарно-гигиенические показатели мяса свиней, подвергшихся летальному гама-облучению радиоактивным кобальтом. В крови облученных животных наблюдается понижение содержания в мышцах гликогена ( с 42 до 32 мг% на 8 день после поражения) и повышенное содержание сахара (от 72 до 92 мг % на 22 день после поражения).
На основании органолептики и санитарно- гигиенических показателей установлено, что мясо облученных свиней начинает портится на 2-4 дня раньше, чем мясо контрольных животных при хранении в условиях комнатной температуры и в бытовом холодильнике. При этом признаки недоброкачественности мяса облученных животных проявляются тем быстрее, чем более выражены перед убоем клинические симптомы лучевой болезни. Есть, отдельные сообщения, что колбаса, приготовленная из мяса облученных свиней, убитых в скрытый период радиационного поражения, при длительном хранении портится гораздо быстрее, чем колбаса изготовленная из мяса, здоровых свиней.
Туши и органы животных, пораженных только внешним гаммма-облучением, в токсикологическом отношении при использовании в пищу безвредны. Если при ветеринарно-санитарной экспертизе в них не были обнаружены патологоанатомические изменения, требующие направления проб на бактериологическое исследование, туши и органы выпускают без ограничений, а при обнаружении патологоанатомических изменений действуют в соответствии с результатами бактериологического анализа.
Мы уже отмечали, что агрегатное состояние и другие свойства радиоактивных веществ определяют их способность резорбироваться из желудочно-кишечного тракта: одни почти полностью всасываются, другие лишь в пределах сотых долей процента. После всасывания радиоактивные вещества распределяются в органах и тканях неравномерно, проявляя выраженную тропность. Изотопы йода концентрируются в щитовидной железе, удельная радиоактивность которой может в несколько тысяч раз превосходить концентрацию радиоактивных веществ в других органах и тканях. Затем по степени концентрирования радиоактивных веществ стоят лимфатические узлы. Из остальных органов и тканей наибольшую радиоактивность наблюдают в печени, почках, костях. Среднее место по концентрации занимают мышцы. Наименьшую концентрацию радиоактивных веществ отмечают во внутреннем жире и шпике, удельная радиоактивность которых при убое во все сроки в десятки раз ниже, чем мышечной ткани.