Интенсивные цвета на солнце становятся еще сильнее.
Темные цвета без солнца выглядят матовыми и плохо различимыми.
Световые цветовые тона (белые, кремовые, желтые, серо-серебристые), наоборот, при неярком освещении приобретают тусклый оттенок или в полумраке придают растительности более легкий силуэт.
Блестящие листья и цветы отражают свет и производят впечатление более светлых и светящихся.
Матовые листья и цветы поглощают свет и кажутся более темными.
Цвет играет едва ли не важнейшую роль в художественном решении декоративной цветочной композиции, поэтому так важно умело пользоваться им в оформлении при создании цветовой гаммы. Как из отдельных нот, так и из различных цветовых тонов можно подобрать единый гармоничный аккорд. Цветовую палитру, составленную из цветов светового спектра, можно с успехом использовать, если понять закономерности в цветовом оформлении и подобии между цветами. Для этого удобно пользоваться так называемыми цветовым кругом, позволяющим точно соблюдать цветовые соотношения.
Первичными, или основными, цветами являются красный, желтый и синий. Их также называют "чистыми" цветами, так как они образованы не путем смешения двух или более цветов.
Вторичными, или дополнительными, цветами являются оранжевый, зеленый, фиолетовый, возникшие в результате смешения двух основных цветов.
К теплым цветам относятся желтые и оранжевые тона, которые находятся по одну сторону светового спектра.
Холодными цветами называются синий, бирюзовый и зеленый. Они занимают противоположную сторону светового спектра.
Нейтральным цветом является белый, соответственно полярным ему служит черный. С ними могут быть смешаны все другие цвета. В результате этого возникают цветовые тона. Если их смешать между собой, то получится серый цвет.
Пастельные тона возникают в результате смешения остальных цветов с белыми.
Цветовые оттенки могут возникать в результате смешения спектральных цветов с черным.
Возможности комбинирования цветов
При помощи цветового спектра можно составить многочисленные комбинации.
Отчетливо сменяющие друг друга цветовые тона.
Постепенно переходящие друг в друга цветовые тона.
Комбинации различных тонов одного цвета, составленные в зависимости от различной световой интенсивности одного цвета. Они оказывают особенно спокойное воздействие и выглядят утонченно и элегантно.
Сильно контрастирующие тона. Такая комбинация может быть получена в результате добавки нейтрального цвета, такого, как белый или зеленый, оказывающего связующее, уравновешивающее и успокаивающее воздействие.
Цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге (красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым), создают контрастные соотношения, которые наиболее эмоционально эффектны. Мягкими, гармоничными являются соотношения цветов, расположенных в цветовом круге через "один" (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, фиолетовый с оранжевым и т д.). Негармоничны сочетания соседних цветов (зеленый с синим, красный с оранжевым и т.д.). Белый цвет гармонирует со всеми другими цветами. Цветовое оформление сада играет чрезвычайно важную роль в художественном решении его пространства.
При использовании растений с длительным периодом развития (деревьев с декоративной листвой, кустарников, декоративных цветущих кустарников, роз, многолетников) игра цветовых тонов должна быть заранее спланирована. При разбивке клумб только с весенними и летними цветами можно придумывать что-нибудь новое. Всегда важно знать, насколько цвета отличаются друг от друга и в какой последовательности они дополняют друг друга. Природа в естественном порядке воспроизводит кроме своих основных цветовых тонов различные цветовые оттенки, формирующие задний план, на фоне которого пестрый цветовой ковер особенно впечатляет. При выборе подходящих цветов следует учитывать цветовую гамму окружающей обстановки, например материал, которым покрываются дорожки и террасы. Садовая мебель и оформительские элементы также должны акцентировать внимание выбранными цветами. Общие правила при оформлении:
· в небольших садах следует использовать минимум цветовых тонов;
· в больших садах при оформлении можно применять значительно более богатую цветовую гамму;
· в садах, ориентированных на окружающий ландшафт, следует осторожно использовать группы деревьев с листвой, окрашенной в контрастирующие красные тона;
· пестрые и многоцветные тона можно использовать в сельской местности в стиле, обычном для этой местности;
· у входа в дом и вокруг него всегда подходящими можно считать растения интенсивных окрасок.
Цвета небольших садов
Небольшие сады выглядят крупнее, если в них использовать ограниченное количество цветов и никаких сильных контрактов. Обилие различных цветов на небольшом пространстве создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Хорошо использовать эффект постепенного перехода цветовых тонов один в другой или цвета пастельных тонов. Синие тона на заднем плане увеличивают сад оптически, особенно если не переднем плане высаживать светящиеся желтые и красные тона.
Интенсивные цвета
При помощи таких цветов можно также оптически приблизить задний план сада. Отличающиеся интенсивным красным цветом рододендроны или яркие желтые форзиции широко высаживаются в задней части сада для зрительного эффекта.
Очень важно правильно выбрать цветовые соотношения. Если вы решили использовать основной цвет как доминирующий в композиции, то к нему следует подбирать сопутствующие цвета в пропорциональном соотношении. Влияние цвета оценивается в сочетании с одним или несколькими другими, значительно усиливается в результате этого. Следует обращать внимание на то, насколько основная окраска имеет доминирующее значение, так как одинаковые по размеру, интенсивно окрашенные поверхности, расположенные рядом, обычно выглядят довольно скучными и однообразными, создавая эффект монотонности. При создании цветовых композиций чрезвычайно важно научиться использовать нейтральные цвета.
Встречающиеся в природе яркие цвета обычно не занимают значительного пространства на окружающем фоне, они выделяются по большей части как отдельные островки. Поэтому обычный для окраски листвы зеленый цвет в качестве основного цветового тона в летнем саду особенно важно учитывать при оформлении. Используя богатство оттенков основного цвета, можно строить перспективу (из деревьев, кустарников, трав и наземного покрытия) с разнообразными, сменяющимися по времени года разноцветными листьями и цветами. Зеленый цвет часто бывает настолько интенсивным, что почти не требует дополнительного цветового акцентирования. Чем более разнообразен в цветовом отношении передний план, тем большей должна быть доля нейтральных цветов.
В природе кроме зеленого и белого встречаются еще многие дополнительные промежуточные цвета листьев и трав. Например, сине-зеленые, серебристо-зеленые, бронзовые, золотистые и медные. Серебристые растения выполняют в цветочной композиции роль белого цвета. Растения пастельных цветовых тонов лучше высаживать на переднем плане они оказывают такое же воздействие, как и цвета дымчатых оттенков на расстоянии. Поскольку набор цветущих растений на участке меняется во времени в зависимости от периода их цветения, происходят постоянные изменения в игре цвета. Продуманная планировка позволяет использовать различные растения для поддержания постоянно одного и того же цветового фона или, например, в зависимости от времени года постоянно добиваться новых цветовых эффектов.
Гамму желто-оранжевых окрасок, имеют цветки или соцветия однолетних цветочных культур: бархатцев, деморфотеки, календулы, космоса серно-желтого, львиного зева, настурции, хризантемы, эшшольции; двулетних — анютиных глазок; многолетних — тюльпана, нарцисса, лилии, лилейника, кореопсиса, хризантемы, рудбекии, гайлардии.
Красные, темно-красные и розовые цветки или соцветия имеют однолетние: амарант, астра, вербена, гвоздика, годеция, душистый горошек, кларкия, космос, левкой, львиный зев, мак, настурция, петуния, портулак, флокс Друммонда, цинния, шалфей; двулетние — гвоздика, маргаритка, анютины глазки, шток-роза; многолетние: тюльпан, пион, гладиолус, флокс, аквилегия, астильба, георгина, клубневая бегония, мак восточный, люпин, гвоздика, пиретрум, клематис и роза.
Голубые, синие, сиреневые или фиолетовые тона создают цветы следующих культур: однолетние — агератум, астра, василек, душистый горошек, левкой, лобелия, петуния, скабиоза; двулетние — анютины глазки, гесперис, колокольчик, незабудка; многолетние — тюльпан, гиацинт, мускари, сцилла, пушкиния, безвременник, крокус, ирис, флокс, гладиолус, георгина, функция, аквилегия, примула, дельфиниум.
Белые цветники или соцветия имеют однолетние: арктотис, астра, василек, гвоздика, диморфотека, душистый горошек, иберис, космос, левкой, лобулярия, львиный зев, мак, петуния, портулак, табак, флокс Друммонда, хризантема и цинния; двулетние — гвоздика, колокольчик, маргаритка, анютины глазки; многолетние — тюльпан, нарцисс, гиацинт, лилии, галантус, крокус, пион, ирис, гладиолус, флокс, астильба, георгина, клубневая бегония, аквилегия, примула, люпин, половник, пиретрум, гвоздика.
1. Цветовой треугольник
В световом спектре можно построить равносторонний треугольник, вершины которого в результате его вращения приходятся на все новые цветовые тона. При условии равностороннего треугольника образуются постоянные яркие камбинации цветов (например, красного, синего, желтого), которые гармонично сочетаются путем перехода через осветленные и затемненные формы.