Генетически модифицированные продукты
Почему человечество переходит на генетически модифицированные продукты (ГМП) и что такое экологическая еда – вопросы сложные. Не всегда точно понимая, в чем суть этих определений, мы склонны сравнивать и противопоставлять их.
По сути, все организмы, которые нас сейчас окружают, и есть результат мутации. Новые виды растений, животные, отличающиеся от своих древних предков динозавров – все это тысячелетиями борющиеся за выживание сильнейшие. Те, чей генетический код наиболее пригоден для существования на земле. Но если природе для образования нового вида требуется не один десяток веков, то современной науке достаточно нескольких лет.
Расцвет генной инженерии пришелся на конец 20 века. В 1982 году ученые провели эксперимент по изменению генетического кода табака. А первым генетически модифицированным продуктом питания стал помидор, которого «лишили» гена вызревания. Новый вид способен месяцами храниться при температуре 12 градусов и за несколько часов становиться спелым в тепле. Результатом следующих экспериментов стали кукуруза и груша, выделяющие собственный яд против насекомых-вредителей, картофель, впитывающий при жарке минимум жира, и еще около сотни «усовершенствованных» культур. Российскими учеными выведен генетически модифицированный картофель, который повышает иммунитет благодаря содержащемуся в нем человеческому интерферону крови. И овцы, в молоке которых присутствует сычужный фермент. Всего 200 животных «нового образца» способны обеспечить сыром всю Россию.
Окончательного ответа на этот вопрос человечество еще не знает. Способны ли ГМП провоцировать аллергические реакции, является ли невосприимчивость к воздействию антибиотиков следствием употребления генетически измененных продуктов, и как «договориться» с природой, поддерживающей естественный экологический баланс? На сегодняшний день однозначных доказательств вреда ГМП для человека не существует, что, впрочем, не говорит и об обратном.
Сторонники развития генной инженерии уверяют, что искусственно выведенные растения гораздо чище с экологической точки зрения, чем натуральные, выращенные на пестицидах и удобрениях. Ратуя за повсеместное распространение ГМП, специалисты-генетики приводят весомые доводы. По прогнозам ученых к концу нынешнего века число людей, живущих на земле, может увеличиться вдвое. Каким образом будут добывать себе пропитание люди будущего, если уже сегодня ряд стран и регионов голодает? Ответ прост: генная инженерия – вполне доступный способ прокормить человечество.
Основные доводы противников таковы. Краткосрочные испытания не способны отобразить весь спектр последствий употребления ГМП. Негативное влияние может проявиться лишь спустя длительное время. Потеря генофонда – одна из основных причин неприятия генетических экспериментов. К примеру, считается, что на земле уже нет места, где посевы кукурузы не были бы загрязнены генетически модифицированными растениями. Та же самая участь ожидает и другие виды.
Есть или не есть – каждый решает для себя сам. Общественное мнение настроено против модифицированных продуктов, спрос на них падает, а отдельные производители продуктов питания «кричат» о своей «генетической чистоте». А если говорить честно, людей, ни разу в жизни не прикоснувшихся к ГМП, практически нет. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на сегодняшний день в России зарегистрировано около 120 наименований генетически модифицированных продуктов, но производители продуктов питания не сообщают наличии измененных компонентов ни, естественно, в рекламе, ни на упаковке товара. Мясные и молочные продукты, овощи и т.п. содержат порой более 80 процентов трансгенов, но закона, который обязывал бы производителей маркировать товар особым образом, пока нет.
Если боишься нарваться на ГМП, не покупай: мясные полуфабрикаты (в их состав часто входит модифицированная соя), цыплят-бройлеров (их «кормят» гормонами роста), неестественно ровные и красивые овощи, еду в ресторанах быстрого питания, кукурузу.
Увидев на прилавке супермаркета лотки с огурцами или пакеты кефира, промаркированные приятными глазу печатями «экологичный», «из натурального сырья», «био» и т.п., мы, естественно, обращаем на это внимание. И хотя товары с «меткой» на порядок дороже, руки сами собой снимают их с полки и кладут в тележку. Мода на здоровое питание пришла в Россию. Мы поняли, что рацион должен состоять из натуральных и экологически чистых продуктов. Но насколько качество содержимого соответствует надписи на упаковке, и на каком основании производитель ставит маркировку – неизвестно.
На Западе существует понятие «organic food» – органическая, натуральная пища. А вот российский рынок экологически чистых продуктов питания – такое же новшество, как и генетически модифицированные продукты. Говоря «экологически чистый, органический продукт», мы подразумеваем, что он не вреден для человеческого организма, что овощи не содержат нитратов, колбаса и ветчина – канцерогенов, йогурты и творожки – искусственных усилителей цвета и консервантов. А витаминов, минералов и биологически активных веществ в них больше, чем в традиционных. Поэтому «organic food» – источник здоровья, энергии и бодрости.
Реклама, как правило, обращает внимание на продукты, произведенные в экологически чистых районах, без применения пестицидов и прочих неорганических удобрений. Кроме того, любые дополнительные ингредиенты (начинки, наполнители, красители), без которых просто невозможно обойтись в производстве, должны быть натуральными. Хотя они гораздо дороже искусственных, неустойчивы к температурным колебаниям, их возможности ограничены. Именно поэтому массовому производителю выгоднее использовать искусственные добавки.
Самый широкий выбор органических, натуральных продуктов питания представлен на сегодняшний день в США. Кинозвезды и топ-модели, популярные телеведущие и экономические магнаты публично заявляют о своей любви к экологически чистым продуктам. Несколько гигантских сетей супермаркетов, большое количество фермерских хозяйств обеспечивают «organic food» всех желающих. В нашей стране настоящей экологической пищи пока мало. Конечно, можно считать, что все, что выращивается на полях российских глубинок, и есть «organic food». Здоровыми, натуральными, экологически чистыми называют самые разные продукты. Но никаких специальных проверок они не проходят. Видимо, проблема еще и в том, что само понятие «экологически чистый» законодательно никем не закреплено.
Когда независимые организации будут проверять продукты на отсутствие вредных химических веществ, когда сертификат и специальный знак на этикетке продукта будут гарантией «чистоты», тогда и вырастут ряды приверженцев экологической еды. Продавать ее будут в аптеках, фитнесс-центрах, специализированных супермаркетах.
В России для экологически чистых продуктов до сих пор нет единого названия, прописанного в законе или государственных стандартах качества. В профессиональных кругах используют разные понятия: «органический», «био» или «эко», смысл которых один и тот же. Органика относится к повседневному потреблению и удовлетворяет физиологические потребности человека в высококачественных белках, жирах, углеводах, витаминах и микроэлементах. К ней относятся самые разные продукты: фрукты, овощи, злаки, бакалейная группа, хлебобулочные изделия, молоко, сыры и кондитерские изделия.
Все исходные компоненты производятся в соответствии с нормами экологического сельского хозяйства, которые призваны заботиться об окружающей среде. Важным признаком органических продуктов является неприменение ни на одной ступени их производства генетически модифицированных организмов, химических удобрений, пестицидов, гербицидов. Урожайность таких культур на 20 – 30% ниже, чем у традиционных, но из-за возрастающего спроса площади под их возделывание увеличиваются.
На финальном этапе производство экологической продукции завершается без использования посторонних химических веществ: красителей, усилителей вкуса, консервантов. Разумеется, срок хранения такой продукции меньше, чем у традиционной. Это приводит к ряду сложностей, например, с транспортировкой. Поэтому стоимость органики на 20 – 30% выше стоимости обычных продуктов питания.
За ценообразование целиком и полностью отвечают производители. Однако цена на некоторые товары «здоровой» группы, например, продукты, обогащенные полезными бактериями, несколько выше, чем у аналогичных продуктов, не имеющих подобных полезных свойств. Это не удивительно, ведь такие продукты предполагают усложненный технологический процесс производства, перевозки, хранения и реализации. В европейских странах в смету дополнительных расходов производителя экологических продуктов также входят услуги по обязательному контролю со стороны сертифицирующих организаций.
В 2004 году объем рынка экологической продукции в США достиг $16 млрд., что составляет 2% от общего объема продаж продовольственных товаров. В Германии и Дании доля таких продуктов – 3%, а во Франции – всего 0,5%. Точных данных по российскому рынку «здоровых» продуктов нет. Рыночные игроки и эксперты оценивают его как динамично развивающийся, но при этом затрудняются подкрепить свои оценки конкретными цифрами. «Мы оцениваем отечественный рынок здорового питания как перспективный и быстро растущий, но точных данных по его объему нет, – говорит генеральный директор компании-производителя мясной продукции «КампоМос» Федор Огарков. – Прослеживается общая тенденция – люди уделяют все большее внимание здоровому питанию. По характеру потребления наш рынок схож с европейским. Общая доля экопродуктов в Европе составляет около 3%. Объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания в 2004 году составил более $28 млрд». Мировой спрос на органику ежегодно увеличивается в среднем на 15 – 20%. По данным компании КОМКОН, за последние пять лет количество россиян, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%.