Смекни!
smekni.com

Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства (стр. 1 из 2)

Гузель Валеева-Сулейманова

Актуальные аспекты проблемы единства татарской нации могут быть конкретизированы в анализе искусства, его функционирования в обществе. Предметом изучения, в данном случае, выступает этнокультурное единство татар по материалам их национального искусства. Через искусство этнос познает себя. В нём отражается духовная сущность, своеобразие и отличие этносов и то общее, что объединяет, формирует самосознание нации, его целостность.

Эволюция и трансформация этнической культуры ярко раскрывается в явлениях искусства, и, наоборот, искусство во многом является цементирующей базой культуры, этноса в целом, т.е. в системе этнокультуры искусство выступает консолидирующим фактором. Особенно это относится к этапу становления наций и национального искусства, в котором процессы формирования этнокультурного единства обусловлены характерными для него социально-экономическими и социально-политическими условиями развития. Раскрыть консолидирующие факторы в искусстве и его роль в формировании единства татарской нации такова основная задача данной работы.

Надо заметить, что типология татарского национального искусства с точки зрения формирования этнокультурного единства нации ещё не разработана. Монографические исследования в области татарского народного искусства, например декоративного искусства и архитектуры, раскрывают картину развития культуры лишь одного из компонентов татарской нации - в основном казанских татар или, в лучшем случае, поволжско-приуральских татар как целостного этнокультурного явления, например в области татарской народной музыки. В настоящее время стали актуальными региональные исследования, в частности, в экономически развитых районах Республики Татарстан. Например, в Альметьевском районе, ведется крупномасштабная работа по созданию региональной энциклопедии. Она дала возможность выявить специфику этнокультурного развития Юго-Восточного региона республики, и в частности на материалах народного искусства показать процессы смешения и становления общенациональной татарской культуры на уровне её традиционного слоя (1). Это свидетельствует о глубинном характере этнокультурного единства таких этнографических групп татар как казанские татары, татары-мишари, татары-тептяри и крещёные татары. Модель сложения единого этнического ядра татарской этнокультуры во многом была сходной, но как показывают материалы региональных исследований имела и свою специфику.

Что касается национального профессионального искусства, то изучение этой области этнокультуры ограничивается пока в основном рамками Республики Татарстан. Нет попыток создания крупных обобщающих исследований, охватывающих художественное творчество всех деятелей татарского искусства, включая и проживающих за пределами республики. Обычно их творчество рассматривается изолированно от татарской национальной культуры, под углом зрения регионального аспекта. Однако и такие исследования довольно редки. Среди них можно отметить издания группы татарских художников "Чингис-хан", проживающих в Башкортостане и опубликовавших ряд альбомов. В них прослеживается попытка подхода к творчеству современных татарских художников в аспекте общенационального поля культуры. Такая работа ведётся в настоящее время и в рамках Татарской энциклопедии, в частности, по разделу современного изобразительного искусства. В него включаются персоналии татарских художников, проживающих за пределами Республики Татарстан.

Необходимость создания исследований по истории татарского национального искусства, как целостного этнокультурного явления, да и в целом общеэтнической истории татар, назрела давно, по крайней мере активно такие попытки предпринимались ещё в начале 1980-х гг. Однако проведение таких исследований сопряжёно с отсутствием исследовательских центров в местах компактного проживания татар в областях России и с большими трудностями в проведении таких исследований в Татарстане. В то же время современная этнокультурная ситуация в татарском мире выявляет насущную потребность оценивать татарское национальное искусство и как эстетическое и как этническое целое. И не только при написании научных трудов, об этом свидетельствуют тенденции современной художественной практики.

Раскрытие проблематики национального искусства в формировании этнокультурного единстве татар, безусловно, предполагает последовательно исторический подход, поскольку этническое начало в разные формационные периоды развития этноса по-разному проявлялось в культуре. Не останавливаясь на этапах развития общетатарской этнической культуры, лишь подчеркну, что единство форм традиционного искусства, его эстетических критериев, характерных видов ремесленного производства, особенностей художественного языка и другое складывается с эпохи средневековья и связано с образованием Золотой Орды, а также развитием татарского искусства в идейно-художественном пространстве исламской цивилизации. К сожалению, плохо изученными остаются история взаимоотношений татарских ханств и соотношение общеэтнического, регионального и локального в их культуре, как в целом и само искусство этого периода.

В культуре нарождающейся с 18 в. татарской нации традиционное искусство, сформировавшееся на этапе средневекового развития этноса, явилось одним из составных частей национальной культуры и стало важнейшим фактором, формирующим национальное самосознание татар. Развитие татарской городской культуры и ремесленного производства в 18 - середине 19 вв. происходило во взаимодействии со сложившимися традициями сельской культуры, сохранявшей достижения феодальной эпохи, способствовало созданию образцовых, т.н. классических форм, в искусстве. Именно они послужили процессам становления общеэтнических традиций в национальном искусстве.

Классические, ставшие национальными, формы в татарском искусстве сложились на базе городской культуры татар Поволжья и Приуралья, которая , в свою очередь, сформировалась на основе этнокультурных традиций казанских татар. Центрами развития этой культуры были Казань и аулы Заказанья. В отличие от других этнографических групп, казанские татары создали развитые формы ремесленного производства, предприятия художественных промыслов, что позволило им выпускать массовую, тиражируемую продукцию, обеспечивающую нужды почти всех территориальных групп татар и даже башкир, отчасти казахов. Глубокие традиции оседло-земледельческой культуры, восходящие к булгарской государственности, высокий уровень социальной и экономической организации художественных ремесел и промыслов способствовали зарождению среди казанских татар массовой культуры периода формирования капиталистического производства, которая была своего рода переходной формой от народного традиционного искусства к "высокой культуре" (2). Исследователями было подмечено также, что культура народов с глубокими традициями земледельческого хозяйства, наиболее целостно воссоздавала изначальное этническое ядро и сохраняла его на всем протяжении развития этноса (3). Поэтому, вполне закономерно, что исторически сложившиеся высокопрофессиональные и трансформированные в массовые формы элементы казанско-татарской культуры стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского ареалов. Входившие в эти ареалы этнографические группы татар, наряду с общеэтническими, продолжали сохранять, в основном на селе, локальные этнические, фольклорные традиции.

Классические общеэтнические формы ярко представлены в образцах декоративного искусства, которое охватывало почти все сферы материально-художественного производства, существовавшие тогда в татарском обществе. В период с середины 18 до середины 19 вв. складывается образцовый - классический татарский костюм как своеобразный комплекс традиционных компонентов, образующих целостный художественный ансамбль. Формируется классический стиль в орнаменте, цветовых соотношениях, получают развитие присущие только для татар техники исполнения в таких видах искусства как кожаная мозаика, ювелирное дело, золотое шитьё, вышивка, ткачество и другие, создается единый художественный ансамбль интерьера и экстерьера жилища. В обрядовых и бытовых изделиях, в одежде, народном зодчестве, в оформлении предметно-пространственной среды обитания выявляется целостная художественно-эстетическая идея, которая находит выражение в классических видах искусства, впоследствии ставших общенациональными.

Национальное искусство, как самостоятельный слой и одно из звеньев национальной культуры, также является носителем этнической специфики. Однако понятие национального, как части этнического, применительно лишь к новой и новейшей истории, и соответствуя периоду развития национальных общностей, включает новый тип культуры, который получил в литературе определение "высокой культуры". Я не буду останавливаться на роли "высокой культуры" в становлении и развитии национального искусства, поскольку это самостоятельная тема. Отмечу лишь, что она является более сложной формой проявления этнического начала в искусстве и связана с двумя противоположными тенденциями. Одна из них - стремление к становлению самостоятельной этнической культуры и другая - сближение этнических культур. Именно на этапе становления нации проявляются и этноинтегрирующие и этнодифференциирующие свойства национальной культуры.

На стадии формирования татарского национального искусства в конце 19 - начале 20 вв. его этноинтегрирующие свойства проявляются в слое "высокой", городской культуры, в то время как этнодифференциирующие сохраняются в традиционной сельской культуре, народном искусстве. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграла разностадиальность в синхронном развитии искусства и в целом художественной культуры у различных этнических групп татар. Период национального развития у некоторых из них не дал значительных результатов в становлении профессионального искусства и "высокой культуры". В этих группах доминирующее значение продолжало играть народное традиционное искусство, особенно это относится к тем группам, в которых слабо был представлен слой городской культуры.