Смекни!
smekni.com

Мусульманское искусство татар Среднего Поволжья: истоки и развитие (стр. 6 из 6)

С начала 1990-х гг., на этапе национального возрождения татар, появляется тенденция к возвращению духовного наследия мусульманской культуры, восстановлению традиций, связанных с искусством и архитектурой Востока. При проектировании современных мечетей архитекторы Татарстана опираются на традиции общемусульманского зодчества. Современные татарские художники обращаются к языку и образности мусульманского искусства, его символике, условной декоративности, абстрактности орнаментально-ритмических композиций, развивают концепцию неизобразимости человека, отходят от предметно-натуралистических изображений. Образы людей, живых существ в их произведениях наделяются символико-аллегорическим смыслом. Часто они изображаются лишь силуэтно, пластически обобщенными формами, иногда скрываются за живописно моделированной в виде дымки или пелены тумана поверхностью (картины А.Ильясовой, З.Шайхлисламова, В.Ханнанова, Р.Ахметвалиева, Р.Харисов и др.). Отдельные произведения несут в себе отблеск мусульманского мистицизма, популярного среди татар суфийского мировоззрения. В творчестве современных художников возрождаются традиции восточной миниатюры, искусства каллиграфии в шамаилях (Р.Шамсутдинов, К.Сафиуллин, Р.Вахитов, Р.Шамсутов, Н.Наккаш и др.). Современные черты мусульманской культуры становятся определенным объединяющим началом в искусстве татар и некоторых тюркских народов, проживающих на территории Среднего Поволжья и Приуралья, например, башкир. Эти черты служат одним из базисов национального своеобразия современного татарского профессионального искусства.

Подытоживая длительный исторический период развития татарского искусства, начиная с весьма отдаленных времен - принятия Ислама волжскими булгарами, необходимо сделать основной вывод: развитие его есть развитие идеи и судьбы мусульманской культуры. Регион Среднего Поволжья является своеобразным центром мусульманского искусства и архитектуры. Он сложился на исторически уготованной ему почве - наследии булгарского и тюрко-татарского искусства. Стиль и каноны мусульманской искусства, с одной стороны, и этническая традиция, с другой, определили национальную самобытность татарской художественной культуры.

Ее развитие в русле мусульманской культуры было историческим процессом, определившим ее облик на многие века. Поэтому изучение культуры, искусства и архитектуры народов Среднего Повожья и Приуралья должно учитывать не только их собственно этнические традиции, но и сформировавшиеся на протяжении столетий традиции мусульманской культуры.

Список литературы

1. О мусульманской культуре и искусстве татар статьи автора см.: Мусульманская культура Среднего Поволжья и Приуралья: истоки и перспективы // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. -М., 1994.-С.66-77; Мусульманская культура и изображение человека в татарском искусстве // Иман нуры. Ислам журналы.1996, №4.-С.55-61;

Татарское декоративное искусство в системе мусульманской культуры //Ислам в Поволжье: история и проблемы изучения. -Казань, 2000.-С.159-170; The Islamic Culture of the Middle Volga region: roots and perspectives // Tatarstan: past and present. SOAS. -London,1992- P.17-25; Arabic Epigraphy in Tatar Decorative Arts // Islamic Art Resources in Central and Eastern and Central Europe. Al-al -Bayt University. Jordan. 1421 A.H./ 2000 A.D.

2. КазаковЕ.П. Чтонаписанонаперстне? // КазанУтлары, №6, 1983

3. Такое мнение было первоначально было высказано Г.В.Юсуповым: Введение в булгаро-татарскую эпиграфику.- М.-Л., 1960.-С.44

4. Артамонов М.И. История хазар.- Л., 1962.-С 223; Смирнов А.П. Волжские булгары.- М., 1951.-С.38

5. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. - Харьков, 1956.-С.138

6. Артамонов М.И. История хазар. - С.412

7.Фахрутдинов Р.Г. Очерки по истории Волжской Булгарии. - М., 1984. - С 12; Артамонов М.И. История хазар.-С. 372

8. Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство // Труды Государственного Эрмитажа. - Л., 1969.-Т.10.-С.142

9. Там же. -С.143

10. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.,1985.-С.177

11. Масиньон Л. Методы художественного выражения у мусульманских народов // Арабская средневековая культура и литература. - М., 1978. -С.48

12. Цит. по кн. Яковлев Е. Искусство...- С.186

13. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири 19 -начала 20 вв. - М.-Л., 1954.-С.534

14. Смирнов А.П. Волжские булгары.-С.167

15. Ардашев И.А. Развалины Болгар и древние Болгары по описанию англичанина Э.П.Турнерелли.-Казань,1901-С.5

16. Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в 13-14 вв. -М.,1962

17. Видонова Е.С. Ткани и шитье из раскопок в Булгарах // КСИИМК, вып.21.-М.,1947.-С.116; Смирнов А.П. Волжские булгары.-С.169, 191; Ф.Х.Валеев. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1974

18. Засыпкин Б.Н. Монументальное искусство Советского Востока -М.-Л., 1931.-С.26

19. Башкиров А.С. Памятники булгаро-татарской культуры на Волге. -казань, 1929; Валеев Ф.Х. Указ. соч.; Засыпкин Б.Н. Указ.соч.

20. Смирнов А.П.Указ.соч., Валеев Ф.Х. Указ соч.

21. Ремпель Л.И. Изобразительный канон и стилистика формы на Среднем Востоке // Искусство Среднего Востока. -М.,1978.-С.208

22. Хисамутдин бин Шарафутдин. Таварихе Булгария.-Казань, 1902 (на татар. яз).

23. Валеев Ф.Х., Валеева-Сулейманова Г.Ф. Древнее искусство Татарии.-Казань, 1987

24. Нива. 1879, №45

25. Калинин Н.Ф. Раскопки в Казанском Кремле в 1953 г.// Известия КФАН СССР. Серия гуманитарных наук. Вып.1 -Казань, 1955

26. Засыпкин Б. Указ.соч., - С.41

27. Сказание о царстве Казанском. - М., 1959

28. История ТАССР.-Казань, 1968

29. Становление джадидизма происходило поэтапно и подразделялось на периоды реформирования религии (18-середина19 вв.), культуры (вторая половина 19-начало 20 вв.) и политическое реформаторство (первое десятилетие 20 в.-конец 1920-х гг.). См. Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению.-Казань, 1997

30. Червонная С.М. Искусство Татарии. - М., 1987. -С.285

31. Хасанов М.Х. Галимджан Ибрагимов. - Казань, 1965.-С.116

32. Червонная С.М. Указ.соч. - С.276