Смекни!
smekni.com

Античные воззрения на мир (стр. 2 из 2)

Продолжением космоса, его иерархии, которая представлялась человеку от разницы и меры проявления различных сил природы, он сделал устройство государственности. Законы, устанавливаемые в государстве, были подобны тому союзу различных сил природы, которые, как представлялось человеку, имели свои области воздействия на мир и людей, имели границы своих действий, подчиняясь самому могущественному и мудрому. Правитель государства всегда воспринимался наместником или одной из ипостасей, образов верховного бога. Именно поэтому власть правителя всегда считалась как данная свыше. Он - как одно из проявлений верховного бога, был проводником божественной силы. Правитель мира и правитель людей, как и миры большой и малый - космос и государство, были одновременно слиты, так как один являлся продолжением другого, и разделены, так как это единство нуждалось в его подтверждении и удерживалось государственными законами.

Параллельно с формированием государственности в ранний период античности стала полным ходом складываться другая сторона культуры, которые мы ныне называем цивилизацией. Культура и цивилизация - это понятия, на первый взгляд, одного порядка, но разница их ощутима. Она заключается в том, что культура в более узком представлении воспринимается как все области деятельности человека, существующие вне материального бытового применения, то есть не направленные на комфортность условий жизни и труда, познание мира для утверждения в нем своих законов. Она имеет чисто эстетический характер, включает в себя исключительно различные области искусство и другой творческой деятельности. А цивилизация - это тоже область деятельности, но направленная на комфорт и на познание, которое человек намеревается использовать в целях утверждения своего господства на земле. Иными словами, цивилизация, в отличие от культуры, несет в себе все практические стороны деятельности человечества. Такого разделения первоначально не существовало, оно сформировалось лишь впоследствии, когда возникло разделение языков искусства и науки, вавилонская башня которых распалась, потеряв связующий первоначальный смысл своего существования.

Культура, в своих ранних стадиях становления, считалась материальной и направленной на улучшений условий труда и комфорт человека, одновременно с этим она была призвана давать представление о мире и его красоте, приобщать к ней. На найденных археологами предметов быта мы видим орнаменты, в которых угадываются неведомые растения и животные. Бытовые предметы и приспособления для облегчения труда не ограничивались простой функциональностью, они призваны были рассказывать человеку о мире. Впоследствии, с одной стороны, творчество человека, определенное религиозными воззрениями, развивалось только как попытка отразить свое мировосприятие окружающего мира, с другой - как развитие концепций существования космоса, создание различных систем знаний, способствующих этому.

Во времена античности те первые основы цивилизации не стали для человека единственным проявлением культуры и творческого стремления понять и познать смысл окружающего. Культура, включающая все области деятельности, была единым и неотъемлемым началом поисков смысла человека в мире, и ее различие языков не воспринимались человеком как отдельные отрасли в разных степенях необходимые для жизни и деятельности человека. Все было равно необходимо человеку, ибо все говорило ему о миропорядке и устройстве космоса - и искусства, и наука (Приложение 3).

Их развитие зависело от глубокого религиозного сознания античного человека. Единое мироощущение красоты космоса, соразмерности миропорядка, меры как исходного принципа существования жизни, было подлинным выражением совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», - полагал античный философ Демокрит. «Ничего слишком!» - гласит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера становится основополагающей всех вещей, категорией, существующей в философской, политической, эстетической и этической культуре.

Космологизм греческой культуры - это самая главная основа «греческого чуда», по словам известного любителя античности и археолога Генриха Шлимана, который, следуя гомеровским повествованиям, обнаружил свои удивительные находки самой ранней эпохи античности. Именно космологизм в сознании человека являлся для него самым главным принципом жизни. Космос - вся его величина и силы, соотносятся с душой человека, а физические явления и все в окружающем мире с его телом. Язык, отражающий эти отношения, вырабатывался человеком как единый. Человек не разделял буквальное изображение бога в живописи от символического изображения циклов его жизни в геометрии, и знакового описания его действительности в арифметике, считая эти изображения различными сторонами одного и того же явления.