Чиновники полагают, что кирпичные склады, возведенные Валлен-Деламотом в конце XVIII века, могут послужить основой для многофункционального музейно-делового комплекса. Местные девелоперы сомневаются в привлекательности этого проекта для себя, но не исключают, что он заинтересует западных инвесторов. Площадь острова Новая Голландия, расположенного в квартале от Мариинского театра, - 7,6 га. На острове расположены 26 зданий общей площадью 68 тыс. кв. м. Большая часть построек находится в собственности РФ, из них пять - памятники федерального значения. Основное сооружение - кирпичный складской комплекс для сушки и хранения корабельного леса, возведенный в 1765-1780гг. по проекту Ж.-Б.Валлен-Деламота. До недавнего времени на этой территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ). Возможность реконструкции острова обсуждалась с конца 1970-х годов. В 1990г. французская компания СВС заинтересовалась проектом архитектора Вениамина Фабрицкого, который предложил снести строения в северной части острова, освободив участок под деловую застройку. Комплекс Валлен-Деламота предполагалось отреставрировать и разместить в старинных зданиях учреждения культуры: филиалы Мариинского театра и БДТ, художественные студии, а в центре острова -- площадки для музыкальных фестивалей и карнавальных представлений. Стоимость работ оценивалась в 350-400 млн долл. Однако главное условие французов - вывод военных - к 1993г. выполнено не было. И про Новую Голландию на время забыли. В 1997г. художественный руководитель и главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев обратился к президенту РФ Борису Ельцину с просьбой рассмотреть возможность реконструкции Мариинки с включением в комплекс театральных зданий Новой Голландии. Соответствующий проект представил в начале 2002г. в Петербурге американский архитектор Эрик Мосс, но в конкурсе проектов реконструкции Мариинки он не выиграл. В 2003г. министр экономического развития Герман Греф все же договорился с министром обороны Сергеем Ивановым о выводе военных объектов с острова. И вот вчера вице-губернатор Юрий Молчанов рассказал журналистам, что 28 декабря министр обороны вручит Валентине Матвиенко символический ключ от Новой Голландии. До февраля 2005г. чиновники определят механизм, по которому территория будет выставлена на архитектурно-инвестиционный конкурс. "Мы отдадим остров одному инвестору, поэтому участников конкурса будет немного", - пояснил господин Молчанов. "Город не хочет тратить деньги на инженерную подготовку, но мы уменьшим стоимость земли", - пообещал вице-губернатор. Объем вложений, по словам господина Молчанова, составит "сотни миллионов долларов". Будущий конкурс архитектурных проектов будет иметь статус международного. По словам главы КГИОПа Веры Дементьевой, инвестор будет обязан сохранить здания, входящие в комплекс Валлен-Деламота, не изменяя внутреннюю планировку. Помимо складов это здание кузницы и внутренний водоем. "Планировка складов неудобна, но позволяет создать общественно-деловой и культурный центр с выставочными залами", - считает заместитель председателя КГА Виктор Полищук. Про идею развития Новой Голландии в рамках Мариинки II в Смольном предпочитают не вспоминать. "Госбюджет не потянет такую стройку", - пояснил Юрий Молчанов. Петербургские девелоперы затруднились подсчитать предполагаемую стоимость проекта. "Территория уникальная, окупаемость может затянуться на десятилетия", - полагает председатель совета директоров группы компаний "Бекар" Андрей Тетыш. "Окружающий район депрессивен, там нет деловой активности и платежеспособного населения. Может быть, строительство второй сцены Мариинки изменит ситуацию, но все равно нужна целостная концепция развития окружающей территории", - считает он. А начальник отдела маркетинга корпорации "Петербургская недвижимость" Николай Пашков считает, что международный конкурс привлечет внимание зарубежных инвесторов, у которых, в отличие от местных компаний, есть опыт редевелопмента крупных территорий. По словам Юрия Молчанова, к Новой Голландии уже проявили интерес несколько компаний, в том числе одна московская, и шведский инвестиционный фонд. Кроме того, ранее о своем намерении "вписаться" в проект заявляла австрийская Tilman Kraus. Источники Ъ в Смольном утверждают, что Новую Голландию внимательно изучала группа ЛСР. Но в этой компании вчера предпочли не комментировать этот вопрос.
Эрмитаж
Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, памятников руссской культуры VIII—XIX вв. Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754—62, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764—67, архитектор Ж.Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771—87, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839—52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783—87, архитектор Дж. Кваренги).
1754-1762: строительство Зимнего дворца архитектром Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны
В 1754 году императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Франческа Бартоломео Растрелли. Строительство дворца продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II, возвратившись после коронационных торжеств из Москвы в Петербург, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых по свидетельству его создателя составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Но полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой - стилем классицизм.
1764 - 1775: строительство Малого Эрмитажа
В 1765 - 1766 гг. по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией - Зимним дворцом, архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.
Позже, в 1767 -1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен- Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличают строгие пропорции, соразмерные архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера, с играми и спектаклями - малые эрмитажи. Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.
Гостиный двор кочевал почти сто лет. Сначала "устроился" на Петроградской стороне - сгорел. Затем - на Адмиралтейском и Васильевском островах. Все было не то - места мало, воровства в избытке. На нынешнем месте Гостиный двор обосновался с 1735 года. Строился он силами всего купечества - государственная казна - нисколько не пострадала. Первоначальный архитектурный проект Растрелли признали слишком пышным и дорогим. Другой архитекор Валлен-Деламот упростил и удешевил его. Косой четырехугольник имел по 170 лавок в каждом ярусе и был разделен на четыре линии. Названия линий соответствовали роду представленных товаров. На Суконной линии торговали шерстью, на Зеркальной - всяким светлым товаром, Суровская линия завораживала шелками. Именные лавки, настойчивые зазывалы, непременный торг - всего было в достатке. Но время шло - и вот уже единоличное владение лавкой стало грехом. В середине 1950-х отдельные магазины начали объединять в центральный универсам. И через десять лет Невский украсила уже окончательно "объединенная" Гостинка. В подкопе открыли станцию метро "Гостиный двор".
Работы архитектора Ж.Б.М. Валлен-Деламота по заказам Екатерины II
В. К. Шуйский (СПб)
Творчество Жана-Батиста-Мишеля Валлен-Деламота (1729 – 1800) на сегодняшний день изучено далеко не полностью, хотя он являлся ведущим архитектором первого десятилетия правления Екатерины II.
Находящиеся в Париже и Ангулеме и частично опубликованные во Франции чертежи Валлен-Деламота, а так же документальные архивные материалы, находящиеся в Петербурге, позволяют сделать ряд новых атрибуций и уточнений.
В начале правления Екатерины II переживает свое второе рождение Академия художеств. Из рук императрицы она получает не только устав и привилегии, но и новое здание, проект которого разработал Валлен Деламот. В отечественной литературе существует неверное представление о том, что основным автором этого выдающегося архитектурного произведения является А. Ф. Кокоринов. Однако обнаруженные во Франции предварительный проект здания Академии художеств, а также детальные чертежи Валлен-Деламота и отсутствие каких-либо графических материалов Кокоринова противоречат такому представлению.