Смекни!
smekni.com

Усадьбы Гатчинского района (стр. 3 из 5)

Семья Старовых владела усадьбой 65 лет. После смерти зодчего в 1808 году ее унаследовал его сын Петр, затем внук Василий, который в 1850 году продал усадьбу Николаю Ивановичу Пейкеру, члену Вольного Экономического Общества, знатоку сельского хозяйства. На территории прежней усадьбы Пейкер создал другую, но значительно меньших размеров. Новые постройки по стилю восходят к старовским. В усадебном доме прослеживаются элементы готики, а в служебных помещениях применена кладка из крупных блоков естественного камня - подобное есть и в Тайцах.

Сейчас остатки парка выглядят как несколько полян, разделенных массивами и группами лиственниц, лип, вязов, ясеней, кленов в возрасте 90-130 лет. Бывшие поляны частично используются под пашни и огороды. Пруд с островом отрезан асфальтированной дорогой. Причем сделано это недавно: еще в 1960-е годы дорога шла в объезд.

Служебные постройки в хорошем состоянии, но усадебный дом полуразрушен. Его необходимо восстановить, благоустроить территорию вокруг пруда, включить ее в общую композицию парка. И сейчас этот зеленый островок оживляет однообразный безводный ландшафт, а при восстановлении он приобретет не только эстетическое, но и культурное значение. Здесь вполне можно создать краеведческий центр колхоза. Имена бывших владельцев - порука тому, что в истории этой местности откроется немало интересных страниц.

Все другие земли западной части Гатчинского района в 1711-1713 годах были розданы множеству владельцев, которые часто менялись. Во второй половине XVIII века знаменитому полководцу генерал-фельдмаршалу П.А.Румянцеву-Задунайскому принадлежали имения Выть и Жабино, в последнем существовала и усадьба. Строения, сад и парк занимали значительную площадь. Парк был регулярным, его территория разбита на четкие квадраты, пруды - прямоугольные. До середины XIX века усадьбой владели потомки фельдмаршала, затем в течение тридцати лет она принадлежала барону А. И. фон-дер Роппу. Он поддерживал ее в хорошем состоянии, выстроил новый деревянный дом и каменные службы, сделал новые посадки и придал парку пейзажные черты, не меняя формы прудов.

Сейчас этот комплекс лишен целостной композиции. В бывшем господском доме располагается больница, для ее хозяйственных нужд используются служебные корпуса. Рядом с ними появились многочисленные современные деревянные постройки. В западной части усадьбы сложился общественный центр села, где находятся магазин и дом культуры. От парка остались старые насаждения липы, дуба, ясеня, клена, вяза, лиственницы в возрасте 150 лет, а также три пруда. Уход за ними не ведется, но даже при незначительной реконструкции зеленая зона могла бы стать прекрасным прогулочным местом.

Имение Выть, проданное потомками П. А. Румянцева-Задунайского, переменило затем многих владельцев [I]. Усадьба здесь возникла только в 1874 году, когда деревню купил Константин Петрович Печаткин - мануфактур - советник, инженер-технолог, владелец Красносельской и Царскославянской бумажных фабрик.

Центром пейзажного парка был треугольный пруд с островом. Его южный берег, примыкающий к сыроватой лесистой территории, укреплен каменной подпорной стеной. Под насыпью размещалось отверстие, через которое вода спускалась в отводную канаву, благодаря чему пруд с островом всегда находились в хорошем состоянии. Чуть поодаль, на возвышении, стоял господский дом,

Усадебные постройки до нашего времени не дошли, но сохранились старовозрвстные массивы, группы и одиночные экземпляры липы, ясеня, клена, пихты, а также разнообразные декоративные кустарники. Без ухода парк зарос; хитроумная водная система хоть и осталась, но не действует. Деревня Выть отделена от шоссе почти непроходимой лесной дорогой, что затрудняет связь с внешним миром. После расчистки парка и улучшения подходов к нему он мог бы стать зоной отдыха для туристов.

Имение Войсковицы с многочисленными деревнями в 1770-е годы принадлежало выдающемуся инженеру XVIII века Федору Вилимовичу Боуру [2]. Он создал здесь небольшую усадьбу. Парк появился при предводителе дворянства Царскосельского уезда А. Ф. Кандалинцеве, который владел имением в течение сорока лет. Тот факт, что в 1882 году оно было куплено Удельным ведомством и использовалось для императорской охоты, говорит о том, что природа этого края в те времена была богатой.

Сейчас о существовании усадьбы напоминают лишь фрагменты липовых аллей, группы лиственниц, елей, берез, да живые изгороди желтой акации. Вместе они образуют живописный зеленый массив. Остатки парка нуждаются в элементарном уходе и внимании.

Впечатляюще выглядит парк в Вохоново. Небольшая усадьба была здесь создана в 1780-е годы Фридрихом (Федором Ивановичем) Крейдеманом. Кардинальные изменения произошли при Александре Платоновиче Платонове-Зубове [З], который владел имением и усадьбой более шестидесяти лет, с 1830 по 1894 годы. Он создал большой парк, расположившийся на двух естественных террасах. С высокой бровки верхней из них открывались далекие перспективы, а на нижней, среди насаждений, был пруд сложной конфигурации.

Сейчас парковый характер носит лишь нижняя терраса, где сохранились массивы и группы лиственниц, дубов, лип, кленов 150-180-летнего возраста, пруд и лужайки с густой и ровной зеленью. Великолепна аллея мощных лип, ограничивающая парк с севера. С далекого расстояния этот парк, раскинувшийся среди полей, манит своей живописностью. Чтобы его сохранить, нужен простой, но постоянный уход.

Остальные усадьбы этого региона - Ермолино, Низковицы, Ознакова, Смалькова так часто меняли своих владельцев, что трудно с уверенностью сказать, когда именно они возникали и изменялись. Тем более, что сейчас о них напоминают лишь отдельные старые деревья различных пород, Можно только отметить, что в Низковицах встречаются и экзотические «пришельцы» - кедровая сибирская сосна, тсуга, липа крупнолистная. А в Ермолино и сейчас можно пройти по каменным лестницам, соединяющим искусственные террасы.

К северу, югу и западу от Гатчины находятся самые знаменитые из вельможных усадеб Ленинградской области - Тайцы, Сиворицы, Елизаветино. Некогда это были обширные имения, принадлежавшие представителям старинных аристократических фамилий. Еще в 1712 году Петр I пожаловал Тайцы адмиралу И. М, Головину, Сиворицы - генералу-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину и Елизаветино - полковнику Г. И. Волконскому. К середине XVIII века их потомки распродали земли представителям нового дворянства.

Своими дворцово-парковыми ансамблями еще в XVIII веке прославились Тайцы и Сиворицы, созданные И. Е. Старовым. Тайцы после смерти И. М, Головина были разделены на две части и поделены между его сыновьями, которые их вскоре продали. Малые Тайцы в 1767 году достались А. П. Ганнибалу, а большие - в 1772 году А. Г. Демидову.

В отличие от Абрама Петровича Ганнибала, который никакой усадьбы в таицком имении не устраивал, заводчик Александр Григорьевич Демидов сразу же приступил к созданию парадной загородной резиденции. Он выбрал место у ключей, названных Демидовскими. Вблизи от них был выстроен дворец, разбит сад в голландском стиле. Главный фасад здания был ориентирован на запад. Подъезд к нему шел через хозяйственный двор, где выстроились по сторонам дороги конюшни, каретник, службы. В их архитектурном решении главную роль играла открытая кладка из больших плит местного камня, а дворец был выдержан в строго классическом стиле и являл редкий в усадебном зодчестве пример центрической композиции.

В начале 1780-х годов А. Г. Демидов предпринял новое переустройство усадьбы. Для создания парка и искусственной водной системы ему потребовались Сонинские (Ганнибальские) ключи. В 1772 году инженеры Ф. В. Боур и Э. Карбоньер начали вести от них самотечный водовод в Царское Село. Это и могло послужить толчком к соединению ключей. Но только в 1780 году владельцы смежных имений совершили обмен: А. Г. Демидов получил прилегающий к его усадьбе водоносный участок, отдав А. П. Ганнибалу гораздо большую территорию деревни Певгелева.

После этого Демидовские и Ганнибальские ключи были соединены петлеобразной протокой, на которой было запружено большое озеро, сделаны шлюзы и каскады. Возможно, что автором этого проекта был Ф. В. Боур, автор многих гидротехнических сооружений. Водная система стала не только украшением усадьбы, она позволила создать огромный парк, разделенный на три зоны - регулярную на севере, пейзажную в рукаве протоки и партерную около дворца.

Регулярная часть, за Демидовскими ключами, была распланирована в виде двенадцати лучей-дорожек, отходящих от круглой площадки, на которой возвышался Храм Солнца - ротонда ионического ордера, покрытая куполом.

Особенно живописной была пейзажная часть парка, раскинувшаяся напротив дворца. Ее покрывала сеть извилистых дорожек, окаймленных деревьями разных пород. Подобранные по цвету и форме крон, зеленые массивы и куртины перемежались с открытыми лужайками. В укромных уголках стояли беседки, павильоны для отдыха. Через водные преграды были перекинуты многочисленные мосты и мостики. Все парковые сооружения были выстроены И. Е. Старовым в разных стилях - романском, мавританском, турецком, готическом и пр.

Таицкий парк создавался одновременно с Павловским, и в их планировке явно видна некоторая аналогия. Талантливые мастера садово-паркового искусства сумели обогатить равнинный рельеф, оживили безлесую местность, выбранную для устройства усадьбы в Тайцах. Красота архитектурных сооружений, поэтичность пейзажа этого парка были сразу же отмечены современниками, отображены художниками.

Усадебный дом в Тайцах. Вид с северной стороны..

Гравюра фон Петерса по рисунку Богдановича "Двенадцать видов мызы Тайцы"

Главный въезд в усадьбу тогда перенесли к Демидовским ключам, около которых И. Е. Старов выстроил изящное классицистическое здание с полуротондой, названное Квеленбург - замок у источника. За ним дорога поворачивала, шла вдоль протоки и подводила к северному фасаду дворца, ставшему главным. Для входа была пристроена высокая и широкая лестница, которая вела прямо во второй, парадный этаж.