Смекни!
smekni.com

Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества (стр. 1 из 2)

Сморгунова В.Ю.

Американская история и культура - продукт интеллектуальной и духовно-нравственной жизнедеятельности огромных масс людей, которых влекла мечта о новой счастливой жизни, о `земле обетованной`, и ради веры в которую они покидали Старый Свет в надежде на получение в жизни нового шанса. Так постепенно складывалась новая концепция жизни, в основе которой лежала так называемая `американская мечта`. Можно много говорить об этом духовно-идеологическом феномене, опиравшемся на отрицание прежних форм жизни, связанных с религиозными и политическими преследованиями, духовной нетерпимостью на прежней Родине. Главное то, что он содержал жизнеутверждающую ориентацию на построение нового и свободного мира в стране равных возможностей.

Весь этот комплекс интеллектуально-духовной конструкции во многом базировался на идеях либерализма. Известно, что либерализм сформировался в Европе в XVII-XVIII веках как вызов предшествующим представлениям о государстве как естественном или божественном образовании с человеком как его мельчайшей частицей. Причем, последний не наделялся правом свободной воли и выбора. С либерализмом возникла такая система взглядов на государство, которая основывалась на идее договора (или контракта) между гражданами, которые являются субъектами государственной жизни. Понятие государства как ограниченного задачами обслуживания интересов, потребностей человека, явилось сердцевиной того, что можно называть либерализмом. Подобная концепция государства в принципе в своей основе явилась продуктом творчества Джона Локка. Его идеи возымели огромное влияние на творцов Американской Конституции 1787 года.

Либеральная концепция справедливости Локка нашла адекватную для своего развития почву в Америке, хотя именно от Локка ведут свою историю и европейские теории политического либерализма. Разрабатываемые Локком принципы либерализма, предполагающие приоритет индивидуальных мнений и проявлений, признающие неотъемлемость и неотчуждаемость прав человека, рассматривающие его свободу как абсолютную ценность, приводят его к пониманию политической справедливости как конвенциональности. Политическое знание, следовательно, выявляет общественное мнение как мнение большинства и становится воплощением политической справедливости.

Таким образом, мы можем обозначить основные понятия американского либерализма:

1) Свобода (Liberty); 2) Равенство. Последнее предполагает два его типа: политическое равенство всех людей и равенство возможностей. (Данное понятие ориентирует на то, что в хорошем обществе правительство создает условия, при которых индивидуумы вынуждены бороться за улучшение своего благосостояния в соответствии со своими амбициями и способностями, но в рамках системы законов, которые, в свою очередь, предполагают уважение ценности жизни и собственности других индивидуумов).

Третье основополагающее понятие либерализма - свобода (Freedom). Оно включает не просто способность делать то, что желает каждый, но, прежде всего, идею об определенной степени успеха или достижения удовлетворенности гражданина, живущего среди других граждан в конкретном государстве.

Наконец, четвертое понятие либерализма - это справедливость. Она состоит в идее о том, что человек как разумное существо способен относиться к одинаковым вещам одинаково и к разным вещам по-разному, соглашаясь относительно общих правил и требований, но основе которых он способен решать о соответствии одних вещей другим.

Постепенно на смену локковскому либерализму как доминантной политической идеологии Америки приходит утилитаризм, растущий своими корнями из философии Джона Стюарта Милля. Господство утилитаризма знаменует появление первого кризиса, который переживает либерализм. Согласно утилитаризму, не равенство возможностей, а благо (польза) становятся мерилом справедливости. Утилитаризм является своеобразным ответом на развитие рабочего движения, в том числе и в Америке. И с середины XIX века становится господствующей формой либерализма в Америке на протяжении десятилетий.

В 20-30-е годы XX века происходит второй кризис либерализма. Он порожден развитием фашизма в Европе и развитием политического консерватизма. Американский либерализм отвечает на кризисную ситуацию формированием неолиберализма. Суть последней концепции хорошо отражена в политическом курсе Теодора Рузвельта. В орбиту либеральной мысли опять включается государство, понятие которого становится регулятивной идеей.

Дело в том, что быстрые темпы индустриализации в Америке в последние десятилетия XIX века и первые декады ХХ столетия больше и больше стали выявлять тот факт, что нерегулируемый частный сектор экономической активности начинает отрицать основополагающие условия предоставления свободных шансов для большинства граждан. Развитие крайне полярных богатства и нищеты сделали, в итоге, идею равных возможностей предметом насмешек. Поэтому интервенция государства становится все более и более необходимой в интересах регулирования частного экономического господства и представления хотя бы не в полной мере развитых, но все же равных экономических возможностей. В итоге, очень многие американские политики и политологи стали осознавать, что в интересах свободы (freedom) необходимо немного поступиться свободой (liberty) в интересах установления равенства возможностей и предоставления минимально достойных условий для жизни всех граждан.

Этот рывок в американской политической мысли от классического либерализма к либерализму всеобщего благоденствия, или, как его называют американцы, статическому либерализму, был простимулирован Великой депрессией 30х годов, однако постепенно новые либералы стали акцентировать внимание больше на равенстве результатов, чем на равенстве возможностей.

Достаточно скоро стал назревать третий кризис либерализма в Америке, который падает на 60-70-е годы ХХ века. Он порожден реакцией на кризис рационализма в Европе и Америке, отрицательным отношением ко всем ценностям либерального общества. Идеи этого кризиса нашли отражение в работе Дэниела Белла `Конец идеологии`. Главным противником либерализма стал постмодернизм (Stephen White), политический феминизм (Nancy Frazer) и философия франкфуртской школы.

Политическая философия американского ученого Джона Роулза (`Теория справедливости`, 1971) явилась ответом на третий кризис либерализма в Америке. Идеи Роулза были поддержаны Майклом Уолцером (Michael Walzer), Дэвидом Миллером (David Miller), Уиллом Кимликой (Will Kymlicka), Брайном Бэрри (Brian Barry) и другими исследователями, ставшими в настоящее время классиками современной политической философии.

Основой концепции Роулза явилась разработанная им теория справедливости. Роулз сразу же выступил против двух врагов: утилитаризма и антирационализма. Утилитаризм с его концепцией блага как увеличением суммы благосостояния общества, независимо от равномерности его распределения в обществе, не устраивал Роулза. Роулз еще в 1971 году, практически предсказал курс Рейгана, который в свою очередь был адекватным ответом на кризис либерализма. Политика Рейгана, как известно, это - неоконсерватизм: сужение социальных программ, маркетизация общества, снижение регулирующей роли государства, акцент на национальных американских ценностях.

Но Роулз выступил и против антирационализма, за восстановление идей общественного договора. По Роулзу, справедливость представляет собой самоцель. Роулз реанимирует теории общественного договора, выдвигая на передний план его технократическую, процедурную сторону. Общественный договор Роулза - это `исходная позиция`, состояние рационального выбора принципов справедливости. Последняя им трактуется как честность. Принципы справедливости как честности вырабатываются в исходной ситуации, когда на участников набрасывается `вуаль неведения`. Никто не знает ни своего положения в обществе, ни своих естественных дарования, и, следовательно, никто не в состоянии кроить принципы для получения преимуществ в свою пользу, -- Rawles J. A. Theory of Justice. London: Oxford Univ. Press, 1971.[пишет Роулз .]P. 74-75, 102.

Для Роулза общество есть кооперативное предприятие во имя взаимной выгоды, и справедливость - интеллектуальная конструкция. Он считает, что без избранных людьми принципов справедливости невозможно социальное сотрудничество.

Он считает, на что обращает внимание У. Кимлика, что незаслуженно извлекать выгоду из своих природных способностей, но нельзя считать нелестным допущение таких выгод, когда они работают на благо тех, кто оказался менее удачливым в природной лотерее. Этот принцип можно назвать принципом дифференциации. Согласно Роулзу, социальные неравенства должны компенсироваться, а природные - не влиять на распределение благ. Важен вывод Роулза и о том, что более удачливые должны получать дополнительные ресурсы только при условии, что это приносит пользу менее удачливым.

Теория справедливости Роулза - это первый этап обновления либеральной традиции. Второй этап - это теории Уилла Кимлики, Бэрри. Обратим еще раз внимание на то, что Роулз делает акцент на праве, а не на благе. Его концепция, таким образом, приближается к классической либеральной концепции.

Что касается другого подхода к критике См.: Уилл Кимлика. Либеральное[антирационализма, то им стал коммунитаризм равенство. В кн.: Современный либерализм: Роулз, Берлин, Дворкин, Кимлика, . К числу его]Сэндел, Тейлор, Уолдрон. Перев. с англ. - М., 1998. С. 147. представителей можно отнести Макинтайра (McIntire), Чарльза Тейлора (Charles Taylor), Ратца (J. Raz), Этциони (Etzioni). Коммунитаризм, осмысливая проблему источников построения общества задает вопрос: что исходно-абстрактная конкуренция индивида с другим индивидом в условиях `исходного состояния` (`процедурная справедливость`), либо взаимодействие социально обремененных `I`, т. е. Приоритет обязанностей перед правами, приоритет общественного блага.

Сначала коммунитаристы выступили против либерализма. Но в дальнейшем, в 80-90-е годы ХХ века и в начале ХХI века обозначилась тенденция сочетания коммунитаризма и либерализма. Возник либеральный коммунитаризм. На этой основе заложился фундамент теориям американского мультикультурализма (`American Multiculturalism`) как существенная форма либерального коммунитаризма.