Исследователи эпоса "Манас" верно замечают ту особенность развития творчества сказителей, что воспетые ими богатыри были прообразами Манаса, что этот океаноподобный эпос - вершина древнекыргызского духа, что он энциклопедия жизни киргизского народа. Все это верно. Однако также кажется, что наряду с великими идеями, грандиозным содержанием, великолепными образами не меньшее, а может быть и большее значение имеет сам творитель - эпическое мышление. Действительно, эпос "Манас" - пик в развитии эпического мышления в истории фольклора. Этот грандиозный эпос убедительно показывает путь развития эпического мышления от начальных выразительных средств до уровня эпического видения явлений действительности, создания самого эпоса, величия устно-поэтического менталитета киргизского народа.
Третий период: XV - XIX века. Этому периоду присущ новый расцвет творчества певцов-импровизаторов и сказителей. Акыны в своих назидательных и философских песнях освещают проблемы человеческой жизни, рассуждают о ее смысле. А сказители наряду с богатырскими, волшебно-фантастическими эпосами создают и исполняют лиро-эпические дастаны - народных поэм, где в присущей сказителям манере излагаются проблемы семейно-бытового и социального характера. И здесь главенствует эпическая форма изложения: глубина и острота проблем требует именно эту форму, хотя здесь и события, и герои, и образы социально-бытового характера.
Такое развитие связано с новыми нашествиями врагов на киргизскую землю. Они всегда приводят к разорению, угнетению, что отражается в фольклоре. К тому же творчество импровизаторов достигло уровня воспевания последствий таких событий, ведущими темами в них становятся сочувствие и сострадание простым людям, показ их как носителей добра и справедливости. Однако это было видимо одно из направлений, ибо снова оживает эпическая традиция: повсеместно появляются исполнители богатырских эпосов, особенно манасчи-исполнители эпоса "Манас". Такой характер развития фольклора объясняется всплеском эпического мышления. В век сострадания в сознании народа оживает его история, богатырское прошлое и традиции. А в сознании кыргызов она связана с эпическим мировосприятием.
Четвертый период: XIX - XX века. В эпоху этого периода на фоне бытования устойчивых жанров фольклора переживает расцвет творчество акынов-демократов и исполнителей эпоса "Манас". Само развитие достигает того уровня, когда импровизаторы в своем творчестве воспевают больше общественных, общенародных и жизненных проблем, чем традиционные или общепринятые и хвалебные песни в честь известных в народе людей. Сам характер развития общества требовал этого: бесправие и угнетение народа со стороны Кокандского ханства и после них - колонизация Россией. А гениальные исполнители "Манаса" создают полное содержание эпоса во всех трех частях: "Манас", "Семетей" и "Сейтек". В истории такого еще не было.
Среди манасчи особой популярностью выделялись легендарные: Келдибек, Балык, Тыныбек, Чоюке, Сагымбай, Саякбай. А из талантливых акынов-импровизаторов - Калыгул, Молдо Нияз, Эсенаман, Женижок, Токтогул, Барпы и другие.
Вкратце описывая эти периоды, мы исходили из того, что во всех случаях, звеньях и в целом процессе движущей силой всегда выступало эпическое мышление. В содержании всех эпических памятников есть вечно сохранившиеся следы этого феномена. Эти следы в языке изложения, в выразительных средствах и в психологии сказителей. А слушатели воспринимают это как естественное, само собой разумеющееся, в то же время как великое искусство. Восприятие слушателей тоже сложное явление, оно тоже формировалось под непосредственным влиянием эпического мышления.
Вершиной эпического мышления и ярким проявлением его развития в истории киргизского фольклора является эпос "Манас". В нем богатейшие, и в то же время спрессованные эпические идеи, насыщенные выразительные средства эпического изложения. А эпические образы и события, богатырские поступки героев и нечеловеческие свойства их характера лишний раз подтверждают ту мысль, что в отличие от эпической памяти других народов у киргизов все же было эпическое, живое, творческое мышление. Свидетельством этого являются не только великолепные эпические памятники, которые сохранились и живут в духовной жизни народа, но и их исполнение все возрастающий интерес слушателей к творчеству сказителей. Следы и образцы (языковые элементы) сохранились до сих пор в живом киргизском языке, как патетические выразительные средства и стиль выражения грандиозных событий.
Несколько соображений о самом исполнении. Легенды и рассказы свидетелей сохранили информацию, хотя очень поверхностную, о процессе исполнения талантливых ырчи-импровизаторов и сказителей эпосов. Например, о каком-то акыне, что для него пение, что для птицы - полет. Или такой вариант: Акын как птица, прежде чем улететь набирает воздух и улетает. И он сначала "набирает" вдохновение и начинает неудержимо петь. Есть и здесь крылатые выражения, типа: "он поет, как льется с неба дождь", "его пение как текущая вода". Кстати, рассуждая об этимологии термина "акын" казахские исследователи связывают со словом "агын" - течь, течение. Однако есть еще термин "ырчы" - певец, который живет в языке, устойчиво применяется, как и "акын". Отсюда появились и другие сложности: "акындар поэзиясы" - "поэзия акынов", "ырчылар чыгармачылыгы" - "творчество певцов" и другие. В свое время академик К.Юдахин написал специальную статью "О кыргызском термине акын" для уточнения их применения и происхождения (см. Сборник статей, посвященный 70-летию академика В.С. Гордлевского. М., 1953 г). Однако в научном обиходе продолжают применять и те, и другие термины.
Вернемся к нашей теме. Исполнение - это творческий акт, экстаз, само проявление эпического мышления. Его уровень и качество связаны со многими данными личности, его психологии и творчества. В творческом акте проявляются глубина и широта, динамика и темп, дискурсивное знание и интуиция певца в одном порыве. Науке еще не известны свойства и особенности такого феномена. Такое сочетание качественных свойств или способность человека испокон веков в народном просторечии называют талантом. В истории науки попытались познать его проявление, природу, границы в общечеловеческом, теоретическом плане. А вот его национальные формы проявления или национальные особенности не изучены. К ним относятся и талант и способности киргизских сказителей и акынов-импровизаторов. Можно констатировать, что у них вместе с умением моментально слагать песню на любую тему, быстрым и рациональным мышлением удивительным образом сочетались способности эпического видения явлений, и мышления о них. К тому же с таким талантом они могли выразить самые нужные и ценные идеи, создавали бессмертные, любимые народом образы. Однако не было возможности зафиксировать процесс песнопения, когда они были живы. Все сказанное относится к творчеству акынов-импровизаторов. А вот с творчеством сказителей, особенно, эпоса "Манас" получилось по-иному, намного лучше.
Гениальными сказителями считают Сагымбая Орозбакова (1867 - 1930) и Саякбая Каралаева (1894 - 1971). У первого успели записать в 30-е годы две части эпоса. Его вариант считается в художественном отношении наиболее современным и "нетронутым", т.е. не подвергшимся никаким влияниям и редактированию. Поэтому в его варианте много творческого, поэтического и исторического. В этом смысле его "Манас" - вершина процесса становления и развития эпоса, его превращения в энциклопедию народной жизни, как это утверждают исследователи.
По сравнению с его "Манасом" вариант Саякбая Каралаева отличается превосходным объемом, полнотой содержания. (Текст записан во всех трех частях: "Манас", "Семетей", "Сейтек").
Без преувеличения можно сказать, что киргизские кинематографисты Болот Шамшиев и Мелис Убукеев и другие совершили подвиг, засняв на кинопленку десятки тысяч метров процесс исполнения эпоса Саякбаем Каралаевым.
В этом плане народный писатель Чингиз Айтматов совершил переворот и внес неоценимый вклад в дело изучения, сохранения и издания эпоса, очистив этот живой процесс от влияния нигилизма, упрощенного восприятия и от идеологического редактирования "специалистов".
Теперь некоторые выводы из сказанного и соображения о современном состоянии эпического мышления. Его происхождение можно представить по следующей схеме:
Естественно здесь мы опускаем некоторые само собой разумеющиеся подробности. К примеру, чувственное восприятие явлений сопровождается такими эмоциональными элементами творчества как восхищение, радость, страх и т.д.
Чувственное восприятие и опыт формируют эмпирическое знание сказителя. Оно же приводит в "движение" процесс устно-поэтического описания. А все, вместе взятое приводит к эпическому мышлению.
Рассуждая об эпическом мышлении в истории киргизского фольклора, убеждаемся в том, что возникшее в стародавние времена оно живет и поныне: в языке, в психологии, в творчестве современников. К примеру, современные кыргызы в повседневной жизни, описывая события и поступки людей, прибегают к повелительной форме изложения. Это - сама языковая традиция и, несомненно, следы эпического мышления.