Смекни!
smekni.com

Пища казахов Западной Сибири: традиции и новации (стр. 4 из 4)

Для помешивания пищи в аулах применяют деревянные лопатки кептер[61]. Как и в прошлом, сегодня большой популярностью пользуются чугунные котлы кумра и казан, в которых готовят самую разную пищу[62]. В быту также широко используют традиционные низкие столики круглой, прямоугольной, квадратной и овальной формы. Многие горожане пользуются высокими обеденными столами, но при приеме гостей старшего поколения или проведении традиционных трапез используют низкие столики.

Несмотря на широкое распространение унифицированных видов пищи традиционные блюда продолжают занимать важное место в системе питания сибирских казахов. Но в современных условиях они претерпевают некоторые изменения. Так с исчезновением из домашнего хозяйства верблюдов перестали употреблять верблюжье мясо. Почти прекратилось употребление овечьего молока.

Индустриализация и урбанизация сказались на традиционной молочной пище, многие виды которой исчезли со стола горожан. В настоящее время ыримшик, айран, курт, коспу, кумыс можно встретить только в аулах. Ушли из практики древние способы приготовления мясо-молочных блюд в животе барана. Но еще сохраняется традиция хранить масло в карыне, готовить кумыс в кожаных бурдюках. Трансформируется и отношение к некоторым гостевым частям туши, в частности к голове. Запрет есть голову детям и молодежи соблюдается не всеми. В конце трапезы хозяин дома или гость, режущий мясо, предлагают мозг рядом сидящим, независимо от возраста.

Почетность гостевых частей стала в большей степени определяться количеством мяса на костях, нежели представлением о сакральности их значимости. По этой причине аксакалы стали отказываться от головы барана, которую по установившейся традиции продолжают подавать гостям, и обижаются, если им не предложат жанбас. Традиции, связанные с приготовлением обрядовой пищи, сохраняют силу, хотя и претерпевают некоторые изменения. Так, например, обряд кормить духов огня маслом трансформировался в приготовление ритуальных лепешек шельпек. Все вышесказанное подтверждает известный тезис о пище как наиболее консервативном элементе материальной культуры, для которого в то же время характерна и большая приспособляемость к существующим условиям. Пища казахов Западной Сибири отличается локальной спецификой, определяемой сочетанием традиционной основы питания с иноэтничными заимствованиями. Традиционные черты в их пище и утвари сосуществуют с современными элементами материальной культуры населения региона.

Приложение

Название на русском языке Название на казахском языке
мясо, блюдо с мясом ет
голова бас
уши кулак
челюсть жак
мозги мый
рот ауз
губы ерен
черепные кости шеке
нёбо тандау
глаза коз
язык тыл
шея моин
лопатка жаурын
грудинка тос
задняя часть туши сан
легкие опке баур
сердце журек
желудок асказан
живот карын
кишки шек
часть прямой кишки с салом карта
тазовая кость жанбас
бедренная кость ортан жилик
голень асыкты жилик
продолговатое отложение жира под кожей верхней подгривенной части жал
конская колбаса шужук
вымя желин
кровь кан
копыта туяк
хвост куйрук
печень баур
почка бирек
ребра субе, кабырга
ребра грудинки, находящиеся под лопаткой бугана
сало конское казы
сало баранье тон май
позвоночник омыртка
грудная часть позвоночника бельдеме
поясничная часть позвоночника колденен
крестцовая часть позвоночника лошади жая
хвостовая часть позвоночника лошади мыше, токпак
плечевая кость жилик
предплечье каре жилик
тонкие лепешки из пресного теста, испеченные в кипящем жире в казане табанан
толстые лепешки из кислого теста, испеченные на углях или в духовке между двумя сковородами комбенан
оладьи куймак
пышки баурсак
? шельпек
копченое или вяленое мясо сур ет
суп с лапшой кеспе
бульон сорпа
конина, тушенная с картошкой куурдак
плов палау
пирог с мясом и картошкой балиш
мука ?
хлеб нан
тонкие лепешки, жаренные на масле жука нан
сладкое блюдо с творогом коспа
суп с рисом и куртом коже
картофель картоп
огурцы огуршук
морковь маркоп
капуста капуста
помидоры помидор
свекла свекла, кызылша
лук, чеснок сарымсак
дыня каун
грибы санырау
яблоки алма
груши груши
арбуз карбыз
ягоды булбургон, жирек
земляника кой жирек, булдургон
костяника тас жирек
малина малина
? кулак
смородина каракат
варка на пару буга пысыру
варка на воде суга пысыру
жарить куыру
тушить буктыру
сковорода таба
чугунный котел кумра, казан
пирожки с ливером бирек, сомса
пирожки бирёк
вареники су бирёк
сочень для бешбармака жайманан, салманан
соус для бешбармака туздык
чай шай
сливки каймак
сметана каймак
простокваша айран
напиток из кобыльего молока кумыс
творог ыримшик
творог из первого после отеле коровы молока уыз
блюдо круглое табак
блюдо корытообразное астау
сосуд деревянный для взбивания кумыса пспешелек
сосуд кожаный саба, торсык
деревянная емкость для взбивания масла и сметаны майшелек, купильдек
чаша алюминиевая шара, тегене кесе
эмалированная пиала, чашка шашке
самовар самаур
мутовка пспек
ложка для помешивания кептер
ложки касык
ковш ожау

Список литературы

Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов в середине XIX и начале ХХ веков: По материалам Восточного Казахстана // Труды института истории, археологии и этнографии. - Т. 6: Этнография. - Алма-Ата, 1959. С. 77

Ахметова Ш.К. Обычай омских казаков "Омытырка" // Индустриальные тенденции современной эпохи и гуманитарное образование. - Т. 1. - Омск, 1993. - С. 5-7

Бронникова О.М. Отражение этнических процессов в области духовной культуры казахов Западной Сибири // Современная духовная культура народов Сибири и Севера. - Омск, 1989. - С. 86-98

Жуковская Н.Л. Пища кочевников Центральной Азии: К вопросу об экологических основах формирования модели питания // СЭ. - 1979 г. - № 5. - С. 65.

Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая. - Алма-Ата, 1986. - С. 79.

Токарев С.А. К методике этнографического изучения материальной культуры // СЭ. - 1970 г. № 4. - С. 5.

Томилов Н.А. Современные этнические процессы в Южной и Средней полосе Западной Сибири // СЭ. - 1978. - № 4. - С. 18-20