Смекни!
smekni.com

И.А.Гончаров и храм св. великомученика Пантелеимона (стр. 2 из 2)

На гроб покойного романиста возложено было около тридцати венков; серебряные от студентов Спб. университета, от почитателей, от редакции журнала "Нива"; фарфоровые и из живых цветов и растений: от Академии наук, от "Литературного фонда", от Санкт-Петербургской городской думы, от редакций здешних газет и журналов: "Правительственного Вестника", "Новостей", "Нового Времени", "Вестника Европы", "Северного Вестника", "Недели", "Живописного Обозрения", "Сына Отечества", "Русской Школы", "Петербургского Листка", "Петербургской Газеты" и др., а также от редакций "Русских Ведомостей", "Новостей дня" и др.; от русского музыкального общества, от Санкт-Петербургской консерватории, от драматических курсов, от историко-филологического института, от училища правоведения, от женских педагогических курсов, от рождественских фельдшерских курсов, от Московского общества вспомоществования недостаточным студентам и др.

За гробом шло множество публики. Процессия направилась с Моховой ул. по Литейному и Невскому проспектам к кладбищу Александро-Невской лавры, привлекая на пути следования группы любопытных".

Приведенные сведения лишь отчасти раскрывают перед нами жизнь Гончарова как прихожанина храма св. великомученика Пантелеимона. Можно еще добавить, что он был членом приходского Благотворительного Общества. Это пока все, что мы знаем.

Принято считать, что Гончаров не был воцерковленным человеком, не знал жизни церкви. Думается, что это по крайней мере не совсем так. А может быть, и вовсе не так. Напомним, что в Симбирске, будучи мальчиком, он несомненно ходил вместе с матерью, отличавшейся глубокой религиозностью, на службы в ближайшую к дому церковь. Это была церковь Вознесения на Большой Саратовской улице. Она находилась буквально в пятидесяти метрах от особняка Гончаровых. Позже она превратилась в Спасо-Вознесенский собор. В десятилетнем возрасте он попадает в Москву, учится в коммерческом училище. Коммерческое училище располагалось на Остоженке, а ходил юноша Гончаров в церковь Никитского женского монастыря, располагавшегося на Никитской улице. Здесь-то, в этой церкви, он однажды, в 15 – 17 лет, встретил самого А.С. Пушкина. Никакие перипетии жизни не отрывали Гончарова от церкви. В своих воспоминаниях он пишет о том, что сошелся с кружком Белинского в 1840- е годы лишь литературно: "Разность в религиозных убеждениях и некоторых других понятиях и взглядах мешала мне сблизиться с ними вполне". Закончил Гончаров свою жизнь истинным христианином. Достаточно вспомнить несколько строк воспоминаний А. Ф. Кони: "Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: „Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил"..."

Письмо отца Василия способно развеять многие недоумения, сложившиеся вокруг личности Гончарова:"Все, выше сказанное, за много лет личного знакомства и духовных отношений дает мне твердое основание свидетельствовать, что покойный Иван Александрович, по крайней мере за последние 20 лет, был и скончался истинно верующим сыном церкви православной".