Смекни!
smekni.com

История первобытного искусства (стр. 3 из 5)

В конце солютрейского - начале мадленского периода живопись пещер становится более подробная и детальная. Если же говорить о третьем периоде в истории первобытной живописи, то именно в это время создаются многочисленные ансамбли первобытной живописи: продолжение монументальных росписей в Ласко, Фрер, Монтеспан и многих других. Художник эпохи палеолита использовал краски и связующие вещества, всегда находящиеся рядом с ним. Различные виды глин- охры, имеющие тёплую палитру( от золотисто- жёлтого до коричневатого), сажа, мел. В качестве связующего он использовал жир животных, кровь, мёд.

Рассмотрим живопись пещеры Ласко (18 тыс. лет до н. э.). Следует отметить, что ансамбль любой пещеры представляют собой сложнейший художественный комплекс, полный разновременных живописных "напластований". Самый древний слой датируется временем около XVIII тысячелетия до н. э. Начинается ансамбль с так называемого "Зала Быков" или "Большого зала". Быки имеют огромные размеры (4-6 метров). Такое впечатление, что находящиеся перед нашими глазами росписи не рассчитаны на человеческое восприятие. Вызывают интерес различные комбинации изображённых здесь животных. Живописный ряд начинается на некотором расстоянии от входа с левой стороны с фигуры (предположительно) тура, затем идёт вереница лошадей, которая перекрывает изображение огромного быка. Напротив него изображён другой четырёхметровый бык. Между этими двумя гигантами находятся изображения оленей. Что общего между животными левого ряда и зачем они изображены здесь вместе? В. Н. Топоров назвал такую связь между изображениями "присоединительной": "присоединительная связь - единственный из способов организации палеолитических текстов (живописных и словесных), доступных более или менее надёжной реконструкции". Те же способы изображения А. А. Формозов характеризовал примерами простейших метонимических связей по примыканию: А+А+А...; А1+А2+А3...; Б+Б+Б...; А+Б+В+Г, где А обозначает один и тот же вид животных, Б - другой, А1, А2, А№ обозначают особей одного и того же вида, различающихся какими- либо признаками (пол, возраст и. т. д.). "Таким образом, цепочка наскальных изображений, нанизанные один за другим клыки представляют собой аналогию метонимическим высказываниям" (П. А. Куценков).

С правой стороны, в глубине зала, находятся две другие фигуры быков. Одна из них достигает шесть метров. Спереди поверх изображения нарисованы ещё корова и телёнок, а также олени, лошадь и медведь. В другие залы - так называемые "неф" и "апсиду" ведёт небольшой проход - коридор, на стенах которого, наряду с зооморфными изображениями помещаются ещё знаки- идеограммы. Это волнистые линии, квадраты, прямоугольники. Наиболее примечательным в живописи "нефа" является фигура чёрного тура. В нижней её части, под задними ногами нарисованы три прямоугольника, разбитые на разноцветные квадраты. Изолированные от контекста, они напоминают супрематические построения художников- авангардистов. Вряд ли здесь идёт речь о ямах - ловушках. Скореё всего, геометрика просто изображена рядом с этим животным и тесно с ним не связана, как не связаны друг с другом наложенные друг на друга изображения. Что же касается живописи апсиды, то здесь наибольший интерес вызывает загадочное изображение трёх фигур: падающего человека, раненого бизона и отступающего носорога. Хронологию событий установить достаточно сложно. Вероятно, это изображение определённого ритуала, связанного с бизоном (в теократическом государстве Крит на огромном стадионе в самом сердце дворца также практиковались игры с быком). О неком религиозном обряде свидетельствует воткнутый в землю посох или фигурная копьеметалка. Перед нами разыгрывается мистерия, вовлекающая зрителя в происходящее событие. Если же говорить о фигуре удаляющегося носорога, то она обнаруживает известную независимость от происходящего и наверное не является участником переданного в центре события. Это следующая бусина в живописном ожерелье пещеры. Правда, некоторые исследователи предполагают её участие в сюжете, а следовательно и временной аспект, где разворачиваются два события: сначала произошёл поединок между бизоном и носорогом. Победу одержал носорог. Смертельно раненый бизон с распоротым брюхом набрасывается на охотника, после того, как носорог предпочёл удалиться с места происшествия. Впервые в живописи палеолита появляется сюжет и антропоморфные изображения. В этом плане можно сравнить охотника из Ласко с фигурой колдуна в птичьей маске из пещеры в Труа Фрер. Однако не следует забывать, что о композиции и читаемой связи между образами пока не может быть и речи. Изображения перекрывают друг друга, будто бы не замечая друг друга. Их беспорядочное скопление ещё сложно назвать композицией, так же, как воспроизведённые образы - носящими определённое значение обобщениями. По мысли Куценкова, "на протяжении всего верхнего палеолита человечество жило вне смысла и значения, т. е. того, что образует понимание".

Изображения пещеры Ласко сливаются друг с другом, образуя пёстрый живописный фриз. Брейль разбил их на четырнадцать подгрупп в зависимости от стиля, техники и сюжетов.

В живописном ансамбле другой пещеры - Альтамиры,- на потолке представлены многочисленные фигуры бизонов в натуральную величину. Кроме них там представлены ещё лошади и кабаны. Самые ранние изображения представлены контурными одноцветными рисунками. Живопись "Большого плафона" также, как и в Ласко, не имеет композиции в современном понимании этого слова, поскольку нет её главного качества- упорядоченности. Ограничение пространства является лишь первым шагом на пути к композиционному обобщению. В этом плане "первобытное" мышление обнаруживает сходство с некоторыми художественными течениями XX века, в частности, с ташизмом и абстракционизмом. Впервые стремление к упорядоченности композиционных построений проявляется в орнаменте (например, орнамент в виде "рыбьей кости" из пещеры Марсула. В произведениях традиционного искусства орнамент обладает повышенной значимостью, ибо это тот первый опыт обобщения, который стал основой художественной и исторической памяти многих народов. Это первая победа первого человека над окружающим его хаосом предметов и явлений.

Искусство эпохи мезолита 10-6 тыс. лет до н. э.(8-4 тыс. лет до н. э.)

В конце мезолита - появление керамики. Эпоха мезолита характеризуется глобальным потеплением. Ледник растаял, отступил и на месте ледяных скал образовались моря, реки и озёра. Люди выбираются из глубины пещер и основывают стоянки на открытом воздухе, занимаясь охотой на мелкого зверя и рыбной ловлей. В этот период впервые можно говорить о формировании архитектурного мышления. Архитектурное пространство развивается снизу вверх, т. е. определяется характером покрытия. Основой первобытной конструкции стала крыша, и в зависимости от её конфигурации исследователи выделяют следующие типы построек: круглая, прототипом которой послужил шалаш ; прямоугольная постройка с наклонной кровлей ( косым навесом) и постройка с плоской крышей, наподобии крыльца, где опорами служат не стены, а столбы. В более позднее время круглая постройка послужит основой для купольной архитектуры, постройка с косым навесом - для высокой двускатной кровли и башнеобразных конструкций, а постройка с плоской кровлей определит характер античной архитектуры с её гармоничным равновесием всех элементов и станет эталоном всех подражающих античности планов светских и церковных сооружений.

Область живописи характеризуется повсеместным распространением антропоморфных изображений, и эти образы уже начинают приобретать значение, появляются в конкретной сюжетной привязке. Отмечается начало композиционных построений. Возникают связанные между собой большие композиции. Составляющие их фигуры имеют, как правило, небольшие размеры(75 см). Если в центре внимания пещерного искусства палеолита были животные, то теперь утверждается главенство человека. Сцены обычно пронизаны движением и состоят из большого количества схематически нарисованных персонажей. Главными становятся темы охоты и собирательства.

В пещере Андорра (10 тыс. лет до н.э.) процарапаные фигуры людей изображены в различных ракурсах. В композиции задействовано около десяти человек. Возможно, изображён какой- то обряд с последующим ритуальным танцем. Рисунки освобождаются из-под спуда пещеры и тянутся своим непринуждённым повествованием в горных ущельях и вдоль прибрежных скал. Так, на скалах Восточной Испании(8 тыс. лет до. Н. э.), в ущелье Гасулла изображена охота на кабанов, а в ущелье Валлорта находится огромный живописный ансамбль, состоящий из пятнадцати отдельных циклов. Самыми запоминающимися являются сцены загонной охоты на оленей, барана и кабанов. Следует отметить, что между отдельными племенами, избегавшими контакта в период палеолита, наблюдается активное взаимодействие, причём это взаимодействие зачастую приводит к военным столкновениям. Начиная с этого времени человечество вступает в эпоху войн, и как неопровержимое доказательство этого процесса можно рассматривать сцены со сражающимися воинами - начало батальной живописи. Здесь, в Валлорте, помимо сцен с охотой, изображена фигура лежащего человека, в которого вонзились многочисленные стрелы. Он окружён целым отрядом лучников с поднятыми луками. Такая же сцена находится в Куэва Ремиджиа.

В основе своей живопись трёхцветна: используются различные оттенки красного цвета, чёрная и белая краски. Связующими веществами по - прежнему остаются яичный белок, кровь, мёд. В рисунках главенствует контур, нанесённый кистью или пером.

Петроглифы не получают должного распространения. Поскольку преобладает динамический рисунок - набросок. Живопись мезолита продолжает оставаться многослойной, изображения накладываются друг на друга, как и на стоянках эпохи верхнего палеолита. В соответствии с этим фактом особо важное значение придаётся месту размещения живописи. Вероятно, речь идёт об особой сакральной территории, святилище, месте жертвоприношений, где старые изображения не "реставрировались", поскольку утрачивали свою силу и энергетику, а заменялись новыми. Г. Обермайер и А. Брейль различают четыре периода в развитии человеческих изображений эпохи мезолита: