Смекни!
smekni.com

Развитие сельского хозяйства в период НЭПа (стр. 2 из 5)

Период НЭПа в области производства и рыночных отноше­ний отмечен углублением обостренной борьбы между социалис­тическими и капиталистическими элементами. Одновременно потребительская кооперация, овладев сельским рынком, сумела одержать верх над частной торговлей.

Однако, несмотря на засуху и голод, 1921 г. стал все же пере­ломным как в жизни страны, так и на Кубани. Новая экономиче­ская политика заметно оживила отрасли народного хозяйства.

В 1921 г. заметно увеличились посевные площади, вырос валовый сбор хлеба и других продуктов.

Период НЭПа в области производства и рыночных отноше­ний отмечен углублением обостренной борьбы между социалис­тическими и капиталистическими элементами. Одновременно потребительская кооперация, овладев сельским рынком, сумела одержать верх над частной торговлей.

11 августа 1920 г. собрался I съезд горцев Кубано-Черноморской области. В работе съезда участвовали 84 делегата от Екатеринодарского, Майкопского, Баталпашинского, Лабинского и Туапсинского отделов. На съезде обсуждались вопросы политического, хозяйственного, школьного строительства, раз­вития здравоохранения. Съезд призвал трудящихся Кубани и Черноморья к активной поддержке Советской власти.

Встала необходимость крутого поворота в экономической полити­ке, отхода от сложившейся системы продразверстки, с другой— происходило, как бы по инерции, углубление «военно-коммуни­стических» методов. Так, трудящиеся Кубани выполнили не то­лько продразверстку, но и получили разверстку на засев озимых полей, наряды на так называемую подводную повинность (перевозка леса, строительных материалов, зерна). Продолжа­лось изъятие значительной части сельскохозяйственных про­дуктов, зачастую необходимых даже для прокормления самой крестьянской семьи.

Более того, ввиду обострения продовольственного положе­ния республики, принимались чрезвычайные меры для выпол­нения «в порядке боевого приказа» хлебной и картофельной продразверстки. Продразверстка выполнялась все с большим трудом, требовала предельного напряжения сил, вызывала ра­стущее недовольство крестьян. Предпринимались попытки прео­доления кризисных явлений, прекращались дела о привлечении к уголовной ответственности за невыполнение продразверстки, выполнившим продразверстку разрешался свободный товаро­обмен. Однако все эти меры не повлекли за собой изменений в положении трудящихся.

Переход к восстановлению народного хозяйства на Кубани проходил в сложных условиях. Окончание гражданской войны не принесло успокоения. В горах продолжали скрываться воо­руженные отряды, объединявшие людей самых различных взгля­дов и убеждений: сознательно боровшихся против Советской власти, растерявшихся в сложных условиях политического про­тивостояния, бездумно плывущих по течению.

Серьезную опасность представляло бело-зеленое движение, втянувшее в водоворот не только контрреволюционные элемен­ты, но и значительную часть неискушенных в политике трудя­щихся казаков, иногородних и горцев. Им предлагалось покон­чить с борьбой против Советской власти, добровольно вернуть­ся в свои села и аулы, гарантировалась полная личная непри­косновенность. Была проведена регистрация офицеров, служив­ших в белогвардейских формированиях. Она носила выборочный характер: бывшие офицеры и чиновники, не принимавшие уча­стия в контрреволюционных выступлениях, не подлежали реги­страции. Специальным приказом от учета освобождались горцы, прапорщики милиции, несшие в горских аулах службу охраны общественного порядка.

Решающим поворотом к новой экономической политике стал, как известно, Х съезд партии (8—12 марта 1921 г.). Решения съезда о замене продразверстки продналогом с радостью было встречено трудящимися, в аулах и селах прошли собрания жи­телей, в своих резолюциях приветствовавших новую продоволь­ственную политику, заявивших о готовности приложить все уси­лия к увеличению засева полей, своевременному выполнению налога.

Не менее важное значение имела резолюция съезда «Об оче­редных задачах партии в национальном вопросе». В ней отме­чалась сложная национальная структура республики: в состав 140 миллионного населения входило 65 миллионов нерусского населения. Среди них и многочисленные народности Северного Кавказа. Коренным образом менялись подходы к национально­му вопросу.

Решениями съезда предусматривалось развитие и укрепле­ние советской государственности в формах, соответствующих национальному облику народов, создание действующих на род­ном языке судов, администрации, привлечение к работе в госу­дарственных и хозяйственных органах местных кадров, разви­тие прессы, театров, клубного дела, культурно-просветительных учреждений на родных языках.

Первейшей задачей являлась последовательная ликвидация всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни, и, прежде всего, «плано­мерное насаждение промышленности на окраинах путем пере­носа фабрик к источникам сырья». То есть определялся не толь­ко крутой поворот в экономической политике, но и намечалась широкая перспективная программа решения национального вопроса.

Как вам известно, осуществление новой экономической по­литики началось в чрезвычайно неблагоприятных условиях. В 1921 г. обширную территорию страны охватила засуха. Разра­зился страшный голод. И хотя на Кубани положение было не­сколько лучше, чем в Поволжье, на Украине, в Приуралье, од­нако и здесь десятки тысяч людей оказались в крайне бедствен­ном положении. Несмотря на это, жители организовали добровольный сбор продовольствия. В фонд голодающих По­волжья были переданы средства, собранные прихожанами пра­вославных церквей и закят — десятая часть собранного урожая, вносимая мусульманами в распоряжение муллы.

Переход к НЭПу потребовал напряжения всех сил: не хва­тало опыта, средств, кадров, знающих национальные, хозяйст­венные, культурные и бытовые особенности коренного населе­ния. В селах и аулах создавались сельскохозяйственные ком­муны, открывались школы, фельдшерские пункты, избы-читальни. Наиболее важные дела решались на общих собраниях, схо­дах и митингах трудящихся. Широкий круг вопросов находился в ведении сельских исполкомов советов. Ими организовывались и проводились налоговые кампании, общественная запашка земли семьям красноармейцев, выдавались наделы для сирот, вдов, малоимущих граждан, создавались отряды самообороны.

Однако нельзя преувеличивать результаты перехода к новой экономической политике. Малочисленность промышленных пред­приятий не позволила широко применить аренду и налоговую систему, что привело к сокращению местного бюджета: средств, выделяемых на поддержку крестьянских хозяйств, народное образование, здравоохранение. Положение еще более ослож­нилось голодом 1922 г. И тем не менее, переход к новой эко­номической политике стал важным рубежом в экономическом, социальном, политическом, национальном, культурном разви­тии трудящихся области.

Глава 2. Преобразование деревни на Кубани

2.1. Трудности восстановления сельского хозяйства

В ходе реализации новой экономической политикипришлось преодолеть немало трудностей, связанных с социа­листическим преобразованием деревни. Они были отчасти выз­ваны как специфическими особенностями хозяйства, так и быта горского аула: наличием экстенсивного земледелия, отгонной системы животноводства, слабой технической оснащенности сель­ского хозяйства. Северокавказские автономные области в своем большинстве являлись аграрными с малочисленным националь­ным рабочим классом[4,93]. С учетом этого здесь и происходил бо­лее медленный, более осторожный, более систематический пе­реход к социализму, проявлялось больше мягкости, уступчиво­сти по отношению к мелкобуржуазным элементам, интеллиген­ции и к крестьянству[7,21].

Заметную роль в развитии сельского хозяйства сыграл пер­вый пленум Кубано – Черноморского областного комитета РКП (б). Были определены пути восстановления и развития сельского хозяйст­ва области. Резолюция пленума обсуждалась на состоявшемся 12—19 декабря 1923 г. 2-м областном съезде советов. Съезд ре­шил в целях пропаганды увеличить число опытных участков по применению новых агротехнических приемов выращивания уро­жаев сельскохозяйственных культур, улучшить снабжение кре­стьян семенами, организовать прокатные пункты сельскохозяй­ственной техники, ветеринарную службу, расширить посевные площади технических культур[6,73].

В восстановительный период в экономике господст­вующими оставались четыре уклада: патриархального, мелко­товарного производства, частно-хозяйственного капитализма, социалистический. Преобладающим из них было мелкотовар­ное производство. В 1923 г. бедняцкие хозяйства в крестьянст­ве составили 36%, середняцкие — 58%, кулацкие — 6%, про­исходило и своеобразное «осереднячивание» деревни. Бедняки, освоив полученные ими земли, развивали свои хозяйства и пе­реходили в разряд середняков[10,53]. Так, если в дореволюционный период 20% крестьянства были середняками, то в конце восста­новительного периода их стало уже 64,7%. В результате «осе-реднячивания» деревни удельный вес бедноты среди крестьянст­ва уменьшился более чем в 3 раза[12,36].

Советское правительство, проводя политику ограничения ку­лачества, создавало благоприятные условия для развития хо­зяйств бедноты. Беднякам предоставлялись льготы при уплате налога, при приобретении сельскохозяйственного инвентаря. Они получали в первую очередь плуги и машины с прокатных пунк­тов. Государство оказывало им финансовую помощь. Однако не все бедняки сумели подняться до уровня середняков. Многие крестьяне оказывались зависимыми от кулаков, сдавали им в аренду свою землю.