Александр Акопов
В 1788 году в Москве, при Московском университете, начал выходить естественно-научный журнал «Магазин натуральной истории, физики и химии, или Новое собрание материй, принадлежащих к сим трем наукам, заключающее в себе важные и любопытные предметы оных, равно как и употребление премногих из них во врачебной науке, в экономии, земледелии, искусствах и художествах» [1]. Журнал издавался под редакцией профессора А. А. Прокоповича-Антоненко в качестве приложения к газете «Московские ведомости» и выходил четыре раза в год, четырьмя «частями», сводимыми в один том с продолжающейся в пределах года нумерацией страниц, общими указателями и оглавлением.
Весьма необычно содержание «Магазина натуральной истории, физики и химии». Оно состояло из переводов с французского трех энциклопедических словарей: «Словаря Естественной истории» Бомара (Dictionnaire d'Histoire Naturell par M. de Bomare), «Физического словаря» Сиго де ла фона (Dictionnaire de Phjsque par M. Sigaud de la Fond) и «Химического словаря» Миккера (Dictionnaire de Chimie par M. Macquer) [2]. Материалы из этих словарей соответственно включались в один из трех разделов журнала: «Естественная история», «Физика» и «Химия». Текст состоял из расширенного толкования самых различных слов и понятий, среди которых как крупные, масштабные (например, «Естественная история», «Физика», «Химия», «Натура», «Природа», «Естество» и т. п.), так и более частные термины, обозначающие свойства тел, названия планет, наук и их разделов, минералов и т. п.
Каждое понятие подавалось в виде отдельной статьи, помещенной под названием термина, которому она посвящена, с последовательной нумерацией римскими цифрами и синонимами на французском и латинском языках.
Издатели намеревались постепенно, из номера в номер, переводить энциклопедические статьи из различных сфер естествознания с тем, чтобы, доведя эту работу до конца, издать затем переведенные словари целиком, в виде книг. Таким образом, форма журнального издания использовалась, с одной стороны, с целью оперативного перемещения материалов в качестве справочного пособия для того, чтобы не терять времени (несколько лет), пока все три книги могли появиться в виде законченных многотомных изданий. С другой стороны, проводилась своего рода апробация перевода, о чем издатели сообщали в «предуведомлении». Извиняясь за качество перевода, они жаловались на отсутствие многих терминов на русском языке и трудность сочетания «красоты» стиля и точности. В дальнейшем предполагалось учесть все замечания, пожелания, сделать необходимые уточнения и изменения при подготовке книжных изданий.
Выпуск справочно-методической литературы соответствовал характеру издательской деятельности Московского университета, поэтому «Магазин натуральной истории, физики и химии» был принят вполне нормально и использовался как учебное пособие. Однако в 1790 году, после выхода 10-го тома, издание прекратилось. «С окончанием Х части Магазина Натуральной Истории, Физики и Химии, – говорилось в заключении, – мы принуждены прекратить самые труды наши в сем роде. После материй, которые можно было бы почерпать, осталось еще весьма пространно. Мы охотно желали бы исчерпать их, дабы, по сделанному нами в предуведомлении обещанию, составить из того некогда на Российском языке Словари Натуральной Истории, Физики и Химии, но непредвиденные Типографические обстоятельства совершенно препятствуют исполнить теперь желание наше» [3].
С 1820 году в Москве начал выходить ежемесячный журнал «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических», который издавался И.А. Двигубским. Журнал состоял из материалов, перепечатанных из различных иностранных изданий – книг и журналов. Идеалистическая сущность издания явно подчеркивалась многочисленными публикациями «из Вирея» – сборника нравоучительных религиозных правил. В первом же номере (1820) 65 страниц из 80 заняли «Общие рассуждения о природе и об удовольствиях, почерпаемых в созерцании ея творений», которые затем, уже в меньшем объеме, продолжались почти в каждом номере в виде отдельных статей («Некоторые мысли о жизненном движении в человеке, животных и растениях», «О телах органических» и др.). Религиозная установка во взгляде на природу была определена сразу довольно отчетливо: «...природа ничто иное есть, как высочайшая Воля Божия»; «Вселенная одушевляется божественным могуществом, всеобщим Духом жизни, проникшим во все ея части, которые Им единственно существуют, движутся и живут» [4]. Обширные обзоры мира растений и животных сопровождались многочисленными морализованиями.
Тематического деления материалов, четкой внутренней структуры в первые годы в журнале не было. Основную часть объема занимали статьи, посвященные описанию различных животных, минералов, явлений. Например: «Кабарга», «Фосфор», «Изумруд» (1820, № 5); «О сотрясении упругих поверхностей» (1820, № 3) и т. п. Много помещалось статей практического характера: «Способ увядшие цветы делать свежими посредством горячей воды», «Китайский клей», «Описание снаряда для добывания водородного угольного газа и освещения сим газом домов, фабрик и пр.» (1820, № 1); «О предохранении от насекомых шерсти, мебели, платья, мехов и др. вещей в домашнем хозяйстве» (1820, № 3); «О бумажных кровлях» (описание способа приготовления материала, близкого современному толю и рубероиду); «О мостах из железной проволоки» (1820, № 5) и т. п.
Основной источник, откуда перепечатывались научные статьи, – французский журнал «Annales de Chimie et de Physigue» («Анналы химии и физики»). Среди материалов этого журнала крупный обзор Ампера «Опыт естественного классорасположения простых тел», статья французского минералога аббата Гаю «О произведении электричества в минералах посредством давления» (1820, № 10) и др.
С годами в журнале утвердилась прочная структура – 4 постоянных раздела: «Естественная история», «Физика», «Смесь», «Метеорологические наблюдения». В первый раздел помещались материалы по истории естествознания («Краткая история Минералогии») или глобальным процессам, происходящим в природе в течение длительного времени («Обозрение перемен земляной поверхности», 1830, .№ 1; «Болезни и смерть растений», 1830, № 4; и др.). В раздел «Смесь» попали многочисленные информационные заметки, например: «О высоте Скандинавских гор», «О причинах красного цвета снегов», «О новых магнитных опытах», «О Русском календаре» (1830, № 1). Кроме того, в «Смесь» включались краткие (0,5 страниц) библиографические заметки о книгах: «Книги зоологические, ботанические, минералогические, физические, химические и пр.», «Метеорологические наблюдения» печатались с 1820 года, однако в дальнейшем в разделе расширились данные, приводимые в табличной форме. Среди публикуемых параметров – температура воздуха, давление, направление и сила ветров, влажность и т. п. Главным же в журнале был раздел «Физика», где помещались теоретические статьи, описывающие явления и закономерности: «О волнообразном движении эфира»; «О главных причинах неравномерного распространения температуры на земном шаре» (1830, № 1), «О возможности соглашения Невтоновой и Эйлеровой теории света» (1830, № 4) и т. п. В третьей части журнала за 1830 год была опубликована переводная статья «О неделимом в растительном царстве» студента I курса Московского университета А.И. Герцена [5]. Статья представляла собой краткое изложение труда швейцарского ученого Декандоля «Органография» и посвящалась единству различных явлений и процессов в мире растений. В течение 1830 года в журнале появились новые разделы – «Технология» и «Высшая математика». Однако по окончании года, после выпуска всех 12 номеров, издание прекратилось.
Первые естественно-научные журналы положили начало естественно-научной периодике в России. Однако в последующие десятилетия (30–50-е гг. XIX в.) в связи с тем, что социальные предпосылки еще не созрели, наблюдается спад в издании специальных журналов, посвященных естествознанию. Лишь в 60–70-е годы с созданием различных научных обществ, демократизацией русского общества, новым подъемом естественных наук, вызванным развитием капитализма, и в связи с углублением их дифференциации появляются один за другим математические, физические, химические и прочие журналы.
В 1864 году Петербургская академия наук учредила медаль и премию имени знаменитого русского естествоиспытателя, одного из основоположников эмбриологии академика К.М. Бэра. Одновременно ему был посвящен новый научный журнал «Натуралист». В год выходило 24 номера. Подзаголовок «Журнал естествознания и сельского хозяйства» неточно отражал содержание издания, которое в основном посвящалось биологическим наукам. Статьи большей частью научно-теоретические: «О крови и кровяных шариках», «Новая фаза теории клеточек», «Новейшие исследования связи между дыханием и питанием», «Истощение почвы» и т. д. В 1865 году в журнале была напечатана фундаментальная работа К.М. Бэра «Место человека в природе» На четвертый год (в 1867 г.) издание прекратилось.
На I съезде русских естествоиспытателей, проходившем в Петербурге с 28 декабря 1867 по 4 января 1868 год, химическое отделение съезда обратилось с просьбой об учреждении Русского химического общества. 26 октября 1868 года министром народного просвещения был утвержден его устав, в котором, в частности, говорилось о том, что оно учреждается при Санкт-Петербургском университете «с целью содействовать успехам всех частей химии и распространять химические знания». Для реализации этой цели было решено с января 1869 года издавать «Журнал Русского химического общества) («ЖРХО»), отражающий деятельность РХО. Первый состав членов Общества говорит сам за себя: Н.Н. Бекетов, А.П. Бородин, А.М. Бутлеров, Н.Н. Зинин, Ф.Ф. Лесгафт, Д.И. Менделеев и др. знаменитые русские ученые обеспечили славу Обществу и журналу, в котором печатались протоколы заседаний РХО с докладами, сообщениями, дискуссиями. Журнал выходил 9 раз в год, т.е. ежемесячными выпусками, за исключением трех летних месяцев, объемом в 2–3 печатных листа.