Смекни!
smekni.com

Современное искусство Финляндии (стр. 2 из 2)

Современное искусство Финляндии вновь обратилось к графике – как традиционной, так и в сочетании с фотографией. Также растет интерес публики к рисунку – выставки выставки современного рисунка проходят в Хельсинки регулярно.

Художники Паси Карьюла и Марко Вуокола, объединившиеся в творческий союз под названием «ОЛО», в своих произведениях заняты поиском ответа на вопрос «Что такое скульптура?». Для своих работ они используют бревна, видеоизображение, цветную подсветку, яркие стальные шары. Скульптуры художника Маркуса Коппера (1968) могут угрожать здоровью зрителя или даже быть опасными для жизни. Наиболее безобидное произведение Коппера носит название «Архангел семи морей» -это огромное движущееся и изображение кита, очень полюбившееся посетителям «Киазмы». Для некоторых художников основным актом творчества является выбор материала. Так, произведения Хелены Хиетанен (1963) – своеобразные «технокружева» из оптического волокна – иллюстрируют возможности применения нового материала в рукоделии. В качестве основного материала для своих мощных и пластически выразительных инсталляций художница Каарины Кайкконен (1952) использует мужские пиджаки. Однажды она устлала ими лестницу кафедрального собора Хельсинки. Инсталляции Томми Грёнлунда (1967) и Петтери Нисунена (1963) основаны на свете и звуке. Их произведения оставляют много пространства для фантазии зрителя.

Художница Эйи-Лиисы Ахтилы (1959) посвящает свои видеоролики изучению творческого развития личности. В картине под названием «Анне, Аки и Бог» (1998) главный герой, шизофреник Аки создает себе в уме подругу. В других произведениях Ахтила старается выйти за пределы выразительности, доступной человеческой речи, изобретая новые слова, по-новому трактуя «ошибки» и «оговорки». В компьютерных работах «Честолюбивая сука» и «Сукин сын», Марита Лиулиа (1957) изучает социальные проявления и культурную семантику понятий «женщина» и «мужчина». Отметим также работы художников перформанс-группы «Пластик Пони», которые в своем творчестве пытаются критически оценить систему полов. Во время перфомансов художники разыгрывают будничные ситуации, однако их герои одеты совсем необычно. Причудливое сочетание предметов из женского и мужского гардеробов в одном костюме подрывает привычные представления о поле и проявлении сексуальности. Леа и Пекка Кантонены создают фильмы, посвященные жизни малых народов. Эти ленты сравнивают отношение представителей небольших племен разных стран к чужакам, в роли которых выступают авторы. Фильм Кантоненов «Палатка» (1991-95) рассказывает о пребывании художников среди саамов в Финляндии, сету в Эстонии и одного из индейских племен Мексики. Помимо этого, Кантонены превратили саму свою жизнь в творчество, регулярно записывая собственную семейную жизнь на видеокамеру. Эти съемки подводят зрителя к мысли о превращении будничной жизни в искусство, даже о ее сакрализации. Фанни Ниеми-Юнкола (1962) обращается в видеоленте «Великан» к агрессивности женщин, что в финской культуре считается табу. На экране две молодых женщины дерутся в публичном месте, а зрителю предоставлена возможность размышлять над собственными эмоциями, вызванными не только схваткой, но и реакцией прохожих, выражением их лиц.

Искусство Минны Хейкинахо (1961) глубоко социально. Ее первым опытом в искусстве стал проект «Завтрак», в ходе которого художница в период глубокого экономического спада угощала нуждающихся жителей рабочего района столицы бесплатными завтраками. За ним последовал еще один благотворительный проект – художница сняла помещение в галерее «Push Firma Beige», которое она превратила в творческую мастерскую, где школьники безработные и иммигранты могли выражать свои переживания посредством искусства. Кроме этого, Хейкинахо проводила ссобственные выставки, а также предоставляла свою галерею в распоряжение других художников.

Юсси Киви (1959) изучает в своих картографических и документальных проектах столь важные для финнов природу и ландшафт. При помощи видео, фотографий и самодельных карт Киви документирует расположение древних поселений, а также изменения в ландшафте страны. Концептуальным творчеством Юсси Хейккиля (1952) движат юмор и ассоциации. Его выбор материалов разнообразен – от перьев и костей, до металла. Художника отличает ярко выраженный естественнонаучный подход, однако, например, его инсталляции из книг основаны на гуманитарной традиции. Оути Лиусваара (1961) занимается классификацией в немного другой форме. Художница сосчитала и классифицировала все предметы в своей квартире. Она собрала весь материал на компакт-диск, указывающий расположение каждого предмета и число вещей в каждой комнате. Проект «Баня» Пии Линдман (1965) является, пожалуй, лучшим примером интернационализации финских традиций. Участникам проекта художница предложила попариться в типичной финской бане, как это делали еще наши предки.

В заключение можно сказать, что для финского искусства прошлого десятилетия было характерно стремление интернационализации. Это, однако, не означает радикального отказа от национальной основы искусства, а скорее доказывает ее способность к обновлению. Одним из лучших примеров роста международной известности финского современного искусства является Венецианское бьеннале 2001 года. Кураторами павильона Северных стран были назначены финские художники Петтери Нисунен и Томми Грёнлунд. Помимо них, на выставку были приглашены Вели Грэнё, Лаура Хорелли, Туомо Маннинен, Хели Рекула, Чарльз Сандисон, Салла Тюккя, Маариа Вирккала. На сопутствующих выставке мероприятиях были представлены фильмы современных финских режиссеров, в частности, Эйи-Лиисы Ахтилы.