Этим объясняется то обстоятельство, что Христос послал посредников — служителей — отнести получившееся вино на пробу распорядителю пира. Пробовать публично вино, прежде чем предложить его гостям, по древней иудейской традиции входило в его обязанности. Все сказанное объясняет те случаи, когда художники изображали разных персонажей — архитриклина и служителя (или служителей), наполняющих сосуды (Джусто ди Менабуои, Босх).
Все комментаторы Евангелия от Иоанна согласны в том, что чудо, совершенное в Кане, заключает в себе мистический смысл. Шесть каменных водоносов — это шесть веков мира. Вода в них, в которой было сокрыто невидимое человеку вино, — это Моисеев закон, за буквой которого скрыт Христос. Писание, понимаемое только буквально, — это всего лишь безвкусная вода, которая, будучи одухотворенной, становится истинным вином. Христос был скрыт от мира, как вино в воде, в течение шести веков (имеются в виду библейские века: Адама, Ноя, Авраама, Давида, Иехонии и Иоанна Крестителя). Он явил себя в седьмом веке, и его царствие будет длиться до дня Страшного суда, то есть до начала восьмого века, у которого уже не будет конца. Из сцен, окружающих главную - Брак в Кане, - как они предстают в европейском искусстве, становится очевидным, что эта символика принималась старыми мастерами. Так, один из витражей Кентерберийского собора содержит изображения аллегорических фигур шести (по числу водоносов) возрастов человека: infanta (младенчество), puertia (детство), adolescentia (молодость), juventas (зрелость), virilitas (преклонный возраст), senectus (старость); здесь же — шесть веков человечества, отмеченных на манер путевых столбов - фигурами Адама, Ноя, Авраама, Давида, Иехонии и Иисуса Иоан Креститель пропущен. Наконец, две латинские строки, сопровождающие этот сюжет, не оставляют сомнений в необходимости истолковывать это изображение символически: "Hydria metreta capiens est quaelibet aetas: Lympha dat historian, venum n)tat allegoriam" ("Водоносы,содержащие метреты (мера жидкости, равная 39,29 л. — A.M.) воды, символизируют века.Вода заключает в себе историческое значение, вино — аллегорическое".)
Символический смысл — помимо собственно превращения воды в вино — заключен также в сказанных как бы между прочим словах: "И наполнили их до верха". Слова эти теперь отчетливо указывают на идею, сформулированную Иоанном еще в начале его Евангелия: "И от полноты Его все мы приняли". На картинах старых мастеров водоносы часто превращаются из огромных жбанов, каковыми они были в действительности, в изящные (особенно у северных мастеров, любивших изображать великолепную утварь своих современников) кувшины для напитков.
Христос на изображениях этого сюжета, относящихся к первым векам христианства, предстает молодым и безбородым. Его голова украшена нимбом; в руке у него не жезл, а крест, как на упоминавшейся выше таблетке кафедры Максимиана. Здесь запечатлен момент, последовавший непосредственно за совершением чуда, когда проба вина вызвала изумление .Таким образом, художник в данном случае следовал прямому смыслу евангельского рассказа.
В разные эпохи по-разному изображались жених и невеста на этом брачном пире. Так, на их головах порой можно видеть короны, что согласуется с древнегреческим брачным обрядом (как у Джотто). В живописи позднего средневековья у жениха нередко изображался нимб. Объясняется это традицией, идущей от Беды Достопочтенного (ок. 673— 735), согласно которой женихом на этой свадьбе был апостол Иоанн. При такой трактовке персонажей невестой, согласно тому же Беде и более позднему преданию -"Золотой легенде", была Мария Магдалина. Греческая церковь считает, что женихом был Симон Зилот, тоже один из двенадцати апостолов; его прозвище Кананит, поскольку, согласно одной из этимологии, он происходил из Каны; по другой этимологии, быть может, более признанной, это прозвище является греческим видоизменением еврейского "Канан'и", которое означает "ревнитель".
Иногда можно встретить такие изображения, на которых жених и невеста вовсе отсутствуют. В таком случае все внимание зрителя концентрируется на Христе, творящем чудо, и на распорядителе пира, пробующем подучившееся вино. На фреске Джусто ди Менабуои рядом с Девой Марией, сидящей в центре композиции на женской половине г-образного стола, еще четыре женские фигуры (невесты среди них нет) — это персонификации четырех христианских добродетелей: справедливость, благоразумие, храбрость и умеренность (в отличие от "теологических добродетелей", которые, когда предстают вместе, образуют тройственный союз — вера, надежда, любовь). Архитриклин на этой фреске одет в соответствии с итальянской придворной модой второй половины XIV века. Высказывалось предположение, что это портрет герцога Франческо I Каррары, правителя Падуи, супруга которого реконструировала баптистерий и усыпальницу для себя и своего мужа.
В XVI веке трактовка этого сюжета стала включать в себя новые элементы, которым надлежало подчеркнуть праздничный характер происходящего. Чрезвычайно расширяется количество персонажей на пиру, стол полон яств, царит безудержное веселье, сопровождаемое музыкой. Так, у Босха здесь явно звучит волынка, а на картине Яна Стеена распорядитель пира потчует скрипача, который уже навеселе. Паоло Веронезе пошел настолько далеко, что на переднем плане своей луврской картины написал большую группу музыкантов, среди которых мы видим не только его самого, но также Тициана, играющего на самом низком инструменте — басовой виоле — партию так называемого генерал-баса и тем самым утверждающего свою главенствующую роль в этом консорте, а в метафорическом смысле — и во всей венецианской школе живописи XVI века. Веронезе также изобразил здесь среди музыкантов Тинторетто, Бассано и других своих современников.
Чрезвычайно интересную загадку представляет картина Питера Брейгеля Старшего "Крестьянская свадьба", в которой некоторые исследователи видят воплощение евангельской истории о браке в Кане. Обращалось внимание на то, что во многих картинах нидерландских художников на этот сюжет жених не выделен, хотя, быть может, и присутствует среди гостей, и что Брейгель, следуя этой традиции, также скрыл жениха. Мы уже видели, как совершенно преднамеренно Брейгель "растворяет" Святое семейство среди народа на картине "Перепись в Вифлееме"; так же он поступает с фигурой Христа в "Несении креста". "Крестьянская свадьба", если верно ее "прочтение" как Брака в Кане, оказывается в этом же ряду картин, демонстрирующих характерную черту стиля художника — изобразить важнейшее событие как обыденное и тем самым побудить зрителя самого усилием собственного интеллекта и собственных чувств распознать, открыть для себя величие происходящего рядом и сегодня. Действительно, на расстоянии великое видится легче. Иное дело — разглядеть его среди повседневного. Художник как бы говорит: Бог предвечный — не только в прошлом и будущем, но и в данный миг. Чудо превращения для верующего в Бога — тоже предвечно.