Смекни!
smekni.com

Петровская Кунсткамера (стр. 7 из 7)

Изображения звериных фигур обычно украшали парадные и ритуальные костюмы, оружие и конское снаряжение, предметы культа. Они имели магическое значение: любая вещь, украшенная в зверином стиле, считалась амулетом и оберегом. Скифы приписывали изображениям способность символически передавать воину-всаднику, его оружию и коню зоркий глаз, быстрый бег, мощь и другие качества животных. Каждый образ нес в себе конкретный смысл, но нам его раскрыть далеко не всегда удается.

V. Организация работы первого русского музея

Кунсткамера, - первый государственный русский музей, - был создан "для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук". Современники писали, что по богатству коллекции Кунсткамеры "едва ли не оставляли за собой все другие музеи Европы." Посетителей встречали любезно, предлагали "кофе и цукерброды", а тому, кто познатнее и венгерское с закусками. В Западной Европе в ту пору за посещение подобного рода музеев взимали плату и притом немалую. В петербургской же Кунсткамере коллекции показывали бесплатно. Музей был задуман и создан с просветительскими целями, и Петр считал, что охотников до знаний надлежит "приучать и угощать, а не деньги с них брать". Некоторые усматривали в этом всего лишь царскую причуду.

Скоро Кунсткамера стала одной из главных достопримечательностей новой столицы и всей России. И отечественные, и иностранные "знатные персоны", дипломаты, почетные гости, приезжавшие в столицу, обязательно посещали первый русский музей, так что, по свидетельству современников, там было всегда "великое людство" и множество "разного звания народу". Для доставки знатных гостей устроили специальный перевоз, построили пристань и выделили шлюпки, а простой люд добирался, как мог. И все дивились и любовались "натуральными и художественными редкими вещам." А их в Кунсткамере было немало.

В 1718 году библиотека, как и музей, была открыта для свободного обозрения и пользования. "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились", - повторял Петр. Когда сподвижник царя П.И.Ягужинский предложил установить плату за вход в музей и за пользование библиотекой, Петр решительно отказался. Он сказал: "Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки либо чем-нибудь иным в самых этих комнатах".

Заключение

Грандиозны масштабы собраний. Коллекции не просто бесценны, но многие из них уникальны. Современный Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого – наследник первого русского музея Кунсткамеры.

Музей Кунсткамера является старейшим государственным музеем России. Он создан по указу императора Петра I в 1704 г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем – Российской) Академии Наук, ряда ее научных и музейных учреждений. До настоящего времени силуэт Кунсткамеры является логотипом Российской Академии Наук – РАН.

C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе Отделения истории Российской Академии Наук, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА» и носит присвоенное ему в 1903 г. имя Петра I. Полное и официальное название сегодня – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого РАН.

Все экспозиции Петровской Кунсткамеры сохранились до настоящего времени несмотря на стихийные бедствия: пожары, наводнения, войны, революции . Во время блокады в музее осталось всего 15 человек, они спасали и спасли коллекции мирового значения. Их можно увидеть, посетив музей на Васильевском острове, или побродить по виртуальному музейному сайту и увидеть эти коллекции, где бы ты ни находился: в Санкт-Петербурге или в любой точке мира.

Список литературы

Рудольф Итс «Кунсткамера». Лениздат, 1980.

П.П. Пирогов «Васильевский остров». Лениздат, 1966.

Ч.М. Таксами «Петровская кунсткамера», «Альфа-Колор», Санкт-Петербург, 2000.

Музейный сайт: www.kunstkamera.ru

Реформы Петра I. Сборник документов. Социально-экономическое издательство. Москва-1937