Смекни!
smekni.com

Книгоиздание в годы Великой отечественной войны (стр. 2 из 3)

Если говорить об отечественном книгоиздании в целом, то оно, несмотря на все трудности военного времени, обеспечивало первоочередные потребности страны не только в литературе на военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, техническим, общекультурным и научным. Так, за 1941-1945 гг. было издано почти 170 млн. экземпляров художественной литературы, 111 млн. экземпляров учебников всех видов, 60 млн экземпляров детской и более 50 млн экземпляров научной литературы [15].

Немалую лепту в создание и выпуск изданий многих видов литературы внесло академическое издательство, предпринимавшее все усилия для того, чтобы обеспечить первоочередные потребности в актуальной книге не только науки, но и образования, и культуры. Проблемы истории книги и ее культуры в военные годы нам уже приходилось исследовать в ряде работ [16]. Поэтому в этой статье мы ограничимся освещением лишь основных моментов с целью воссоздания целостной картины поенного книгоиздательства.

Президиум АН СССР своим постановлением от 23 июня 1941 г. обязал все отделения и научные учреждения перестроить свою работу в первую очередь на обеспечение нужд обороны, укрепление военной мощи нашей Родины [17].

Важным этапом государственной политики сохранения, в частности, научного потенциала страны было решение о перебазировании научных учреждений на восток. Эвакуация московских институтов и лабораторий АН СССР началась уже в последней декаде июля [18]. В числе эвакуированных на первом этапе было и академическое издательство, перебазированное в Казань, где начал работать Президиум Академии наук. Уже 30 сентября 1941 г. там проходило его расширенное заседание.

В Казани в 1941, 1942 и частично в 1943 гг. Издательство АН СССР выпустило в основном на базе Татполиграфа 46 изданий. Как вклад в борьбу против идеологии фашизма под редакцией Л. Плоткина был подготовлен и выпущен специальный сборник, составленный из антифашистских высказываний М. Горького [19].

В целом динамика выпуска книг и журналов Академией наук в военные годы приведена в таблице [20]. Для сравнения даются также данные по предвоенному и первому послевоенному годам. В предвоенном 1940 г. академическое издательство достигло сравнительно высокого уровня выпуска изданий: по количеству книг и журналов он приближался к 1000 названий, а по объему в авторских листах - к 13 тыс. Уже в 1946 г. был превышен уровень первого года войны.

Несмотря на трудности военного времени, не прекращалась планомерная издательская деятельность Академии наук. Наряду с публикацией работ, помогавших копать победу над врагом, издавались и итоги фундаментальных исследований, собрания сочинений ученых и писателей, поддерживалось издание и научных журналов (в 1942 г. была объявлена подписка на 33 академических журнала [21]).

Даже в трудное военное время книга оставалась культурной составляющей общества, формируя его книжную культуру. Так, план работы Академии наук СССР даже на 1942 г. наряду с научными трудами, направленными на помощь армии и флоту, решение важнейших народнохозяйственных задач, включал и крупные теоретические исследования в области общественных наук [22].

Казалось бы, в суровое военное время не до культуры книги. Многие лучшие специалисты - на фронте, плохая бумага, условия работы - на пределе человеческих возможностей. Однако и в эти годы культура книги не стояла на месте и приумножала культурное богатство страны. Поэтому считаем правильным рассматривать не только роль и место книги в годы войны, но и книжной культуры в обществе. Вкратце упомянем в связи с этим о понятиях "книжная культура" и "культура книги", а также критериях, их определяющих [23].

О книжной культуре мы говорим как о синтезе духовной культуры и искусства, продукте духовной культуры и духовного производства, материальной культуры и материального производства. Говоря о книге, ученые неоднократно подчеркивали уникальность ее роли в системе культуры. Приведем два примера. По определению И.В. Поздеевой, книга в России в XVII в. выступает как важнейший "факт и фактор культуры" [24], а по образному выражению Б.И. Краснобаева и Л.А. Черной, книга в России является детищем культуры и "одновременно главным ее строительным материалом" [25]. Книга как явление и памятник культуры - это и "потребитель" достижений науки, культуры и образования, но книга - это и барометр культуры общества, его духовности, источник знаний и прогресса.

Культура книги является важнейшей составляющей книжной культуры, характеризуется издательской культурой, искусством книги и культурой полиграфического воспроизведения. Здесь и выбор репертуара, уровень исполнения редакционно-издательских процессов, творческое применение стандартов, художественно-техническое конструирование издания, соответствие аппарата издания его целевому назначению и читательскому адресу, искусство оформления (культура шрифтового оформления, книжная графика и дизайн, искусство художественного переплета и т.д.), типографское искусство.

Конечно, по отношению к книге военного времени вряд ли можно говорить в полном объеме об искусстве художественного конструирования издания, искусстве переплета, типографском искусстве. Однако можно считать бесспорным фактом оправданный выбор издательского репертуара, оставившего заметный след в истории книжной культуры. В золотой фонд вошли многие прозаические и поэтические произведения. изданные в военные годы (солдат в окопе с томиком стихов любимого поэта!). В 1943 г. начинается издание полного собрания сочинений И.А. Крылова, а в 1944 г. - 20-томного собрания сочинений А.П. Чехова. И это в разгар военных действий!. А изданные рукописные письма с фронта? Это целая глава в истории общества и его культуры. Здесь и переиздание книжных памятников, выпуск духовной литературы, талантливая популяризация науки - плод труда крупнейших ученых.

К книжным памятникам как "ценностной категории, воплотившей результаты человеческой деятельности, историю и культуру своей эпохи", относят рукописные книги и издания, вышедшие до 1830 г. включительно. Однако к ним могут быть отнесены и издания более позднего исторического периода, в которых "получают специфическое отражение... события и эпохи большой исторической значимости" [26]. Руководствуясь этим бесспорным принципом, многие произведения военного времени должны быть отнесены - и отнесены самой историей - к памятникам книжной культуры.

Конечно, в силу ограниченных возможностей военного времени большинство изданий имело строгое оформление. В то же время в 1943 г. издательство "Искусство" приступило к изданию двух серий "Изобразительное искусство" и "Театр", выпуски которых содержали полутоновые иллюстрации (среди них "Архитектурные ансамбли Ленинграда"), двукрасочные обложки, гравюры на дереве М.В. Материна. В Гослитиздате выходили сборники в оформлении и с превосходными линогравюрами художников Е.И. Когана, Б. Дехтярева ("Василий Теркин"). Крупнейшие художники-оформители книги - В.А. Фаворский, А.П. Остроумова-Лебедева, Д. Шмаринов - и многие другие создают в годы войны замечательные графические серии [27]. Искусство плаката также открыло новую страницу в истории книжной культуры военного времени.

Роль и место книги в истории Великой Отечественной войны и книжной культуры в культурном строительстве общества еще ждут своего достойного отражения в исследованиях и публикациях историков, культурологов, книговедов.

Список литературы

1. Печать СССР за сорок лет. 1917-1957. Статистические материалы. М., 1957; Гардеева М.Ю. Книги военных лет (1941-1945 гг.). - Материалы и сообщения по фондам отдела Рукописей, рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987.

2. Каратыгина В.А., Коц В.Е. Героическая оборона Ленинграда. Л., 1947; Ленинград в Великой Отечественной войне. Печать Ленинграда. 1941-1945. Каталог изданий, хранящихся в фондах Государственной публичной библиотеке. Вып. 1. Книги и брошюры. Л., 1971; Озерова Г.А. Ленинградские книги периода блокады (обзор местной печати Ленинграда). - Из истории советской книги и библиографии: сборник материалов по библиографии и книговедению, вып. 3. Л., 1974.

3. Печать и радио. - Очерки истории Ленинграда. Т. 5. Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Л., 1967, с. 578-584.

4. Печать и радио. - История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 1941-1965. М., 1967, с: 185-191.

5. "Писатели во фронтовой печати (1941-1945 гг.). - История русской советской литературы. Т. III. 1941-1957 гг. М., 1961, с. 586-590; Жуков С.И. Фронтовые газеты в период завершающих побед Советской Армии (1944-1945 гг.). - Вопросы журналистики. М., 1959.

6. Иванова Л.В. Издание художественной литературы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автореферат канд. дисс. М., 1992.

7. Там же, с. 12, 13.

8. Там же, с. 13-18.

9. Литературные журналы 40-50-х годов. - История русской советской литературы, т. Ill, с. 563-567.

10. Там же, с. 563.

11. Там же, с. 564.

12. Строки мужества и любви. - Лирика военных лет. М., 1985, с. 5-8.

13. Толстой А. Собр. соч. в 10-ти т., т. 10. М.. 1961, с. 553.

14. Строки мужества и любви, с. 6, 8.

15. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. М., 1952, с. 233.

16. Васильев В.И. Издательско-полиграфический комплекс и издательский репертуар Академии наук в годы войны. - Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1996, с. 221-235; его же. К периодизации истории отечественного академического книгоиздания: издательский репертуар периода Великой Отечественной войны. - Научная книга, 1999, № 3-4, с. 39-46; его же. Книга и книжная культура в годы войны. - Война и общество, кн. 1. М., 2004. с. 92-118.