.
В. Сидоров
Кто не знает с детства сказку П. П. Ершова “Конек-горбунок”? Знакомы каждому имена композитора А. А. Алябьева, художника В. Г. Перова, химика Д. И. Менделеева. А известно ли вам. что всех этих замечательных людей дал Родине маленький Тобольск? Во всей Сибири нет города, который в прошлом был бы так увенчан славой...
Третьи сутки ведут перестук колеса поезда. Позади светлые перелески Подмосковья, раздольные пейзажи срединной России, как бы нахмурившийся Урал. С утра тянется по сторонам плоская местность: леса, болота... Необыкновенно остро, физически почти ощущаешь, как необъятна Отчизна)
А потом о другом задумаешься. Вот мы сидим себе, смотрим в окно, чай пьем да сетуем: какой путь долгий! А колеса тем временем крутятся, и город, куда нам надо, все ближе. Что за люди заложили его? В эти места они пришли, когда не только железной — никаких дорог не было...
ПЕРВОПРОХОДЦЫ. Сибирь манила русских людей давно. Еще в XI веке на ладьях-ушкуях плыли сюда новгородцы большими и малыми реками, пробирались лесными чащобами, чтобы обменять у местных жителей русские изделия на драгоценную пушнину.
Но настоящее освоение края началось 400 лет назад, когда границы Московского государства вплотную -придвинулись к Уралу. Правителем Сибирского ханства был тогда хитрый и жестокий Кучум. Подчинив себе местные племена, он натравливал их на Русь. А в письмах к Ивану Грозному клялся в дружбе.
Охрану восточных рубежей царь поручил богатым купцам Строгановым, которым на Урале принадлежали соляные промыслы и пашни. Чтобы защитить свои владения от набегов, они позвали на службу вольных волжских казаков во главе с Ермаком. Личностью атаман был незаурядной. Одна из летописей говорит: “Велми мужествен и разумен и человечен и мудрости всякой доволен”.
1 сентября 1581 года небольшой отряд выступил из Чусовского городка: из реки в реку погнали казаки свои струги на восток. 14 месяцев продвигались они с боями в глубь Сибирского ханства. Решающее сражение произошло 23 октября 1582 года на берегу Иртыша неподалеку от устья Тобола.
Численно Кучумово войско в несколько раз превосходило дружину Ермака. Победа далась нелегко: около 100 русских воинов остались лежать под крутым Чувашским мысом. Отойдя за широкий луг, отряд встал лагерем на соседнем Троицком мысу... На этом месте пять лет спустя и заложили град Тобольск.
СТРОИТЕЛИ. Место казаки выбрали на редкость удачное. Расположенный при слиянии двух рек, Тобольск был связан и с богатым пушным зверем севером, и с хлебородным югом. И скоро он стал столицей “заочной государевой вотчины” — Сибири. На первом гербе города изображены два стоящих на задних лапах соболя, а между ними — стрела. Понятно почему. Отсюда шли на восток “проведывать новые землицы” отряды казаков.
А навстречу текла река “мягкой рухляди” — пушнины. Город быстро рос и богател.
На высоком бугре над Иртышом поднялся обнесенный стеной посад: несколько церквей, казенные и жилые дома. Под горой выросла слобода, где жил торговый и ремесленный люд. Одна беда: как и все деревянные города, Тобольск постоянно страдал от пожаров. Несколько раз он выгорал буквально дотла. Наконец в 1686 году на горе, по правую руку от крутого Прямского взвоза, соединявшего верхний и нижний посады, возвели первое в Сибири каменное здание — пятиглавый Софийский собор. Строили его московские и устюжские каменщики, а руководили работой специально присланные из столицы молодые зодчие Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин.
Простой и величавый храм задал Тобольску совершенно новый масштаб, поддержанный в других сооружениях. Неподалеку поставили архиерейский дом, Святые ворота, высокую колокольню. А потом те же мастера начали строить каменную стену с башнями. Опоясав вершину холма, словно в богатую оправу заключила она все прежние постройки. Так родился изумительный по красоте архитектурный ансамбль Софийского двора.
При Петре Первом Тобольск стал центром громадной Сибирской губернии. Из Москвы было получено распоряжение: незамедлительно представить проект “каменного города”, для составления коего на месте “сыскать доброго знающего человека”.
Таковой нашелся: коренной тоболяк Семен Ульянович Ремезов. Таких, как он, называли служилыми людьми. Их дело — далекие поездки по деревням за оброком, опасные походы для защиты поселений от “неприятельских людей”. Природные дарования, помноженные на годы самообразования, дали обильные плоды. Простой казак стал выдающимся ученым, писателем, архитектором. Широкую известность Ремезов снискал как автор “чертежа всей Сибири” — замечательных карт, по которым мир впервые узнавал эту загадочную землю. И вот теперь новая ответственная комиссия.
В мае 1700 года заложили первое здание кремля — Приказную палату. Работа закипела. Архитектора видели то у пристани, то на кирпичном заводе, то на строительных лесах. Интересны его постройки и в первую очередь казнохранилище — монументальное строение, переброшенное с помощью двух арок через Прямской взвоз. Восхищения достойна сама мысль зодчего—зданием рентереи соединить Софийский двор и “каменный город” в единый ансамбль.
Кремль придал Тобольску неповторимый облик. Как бы парящий над необозримыми просторами, Тобольский кремль с его грозными башнями и грандиозным собором стал, по словам академика А. П. Окладникова, зримым выражением величия Русского государства, конкретным свидетельством неразрывной связи Сибири с Москвой.
И еще одно лицо есть у Тобольска. Взгляните от кремлевской стены на посад под горой, на заиртышские дали. Сколько простора, свежести, голубизны! И почему-то внизу все время чудится море. Крыши — волны. А изумительные по силуэту, безукоризненные по пропорциям барочные храмы кажутся кораблями, зачерпнувшими в паруса свежего ветра. Откуда надуло его — не с петровской ли Балтики? А может, отсюда уже виден Тихий океан?
Очень может быть! В 1582 году с этого бугра смотрел в сибирские дали Ермак. А в 1652 году российские землепроходцы вышли к Охотскому морю. Всего семь десятилетий понадобилось русскому человеку, чтобы пройти Сибирь насквозь! Что ж, за Урал шли самые энергичные — те, кому обычная жизнь казалась недостаточно “просторной”. Сибирь поразила их, но и они поразили коренных жителей своими подвигами, удалью, чисто русским размахом. За всем этим угадывалась некая сила, на которую хотелось опереться. Не здесь ли одна из причин фантастически быстрого присоединения Сибири?
ЗЕМЛЯКИ. В Тобольске все первое. Первая в Сибири школа, первый театр, первая типография. В конце XVIII века здесь издавался первый в Сибири журнал “Иртыш, превращающийся в Ипокрену”. Тут колыбель сибирской культуры. Недаром отсюда вышло столько замечательных людей, прославивших Отчизну.
Показательна судьба Ершова — автора знаменитого “Конька-горбунка”. Учась в Петербурге, он был вхож в знаменитые литературные салоны. И все же после университета вернулся в Тобольск. Работал учителем гимназии, директором. Скольких людей вывел в жизнь!.. В студенческие годы в разговоре с Пушкиным запальчиво сказал, что предпочитает столице свой город. “Вам и нельзя не любить Сибири, — ответил собеседник. — Во-первых, она ваша родина, а во-вторых, страна умных людей”.
Кого имел в виду великий поэт: самородков вроде Ремезова? А может, декабристов, которые отбывали в Тобольске ссылку? Блестяще образованные люди, они были душой общества. Дома их, сохранившиеся до наших дней, стали своеобразными клубами, где устраивались философские диспуты, музыкальные вечера. По инициативе ссыльных открылась школа, где могли учиться девушки из простых семей. Семь декабристов навсегда остались в Тобольске... на Завальном кладбище. Среди них лицейский друг Пушкина Кюхля — Вильгельм Кюхельбекер... Да, эта страница истории мрачная. Через тобольский тюремный замок прошли революционеры всех поколений от Радищева до большевиков, писатели Ф. М. Достоевский, Н. Г. Чернышевский, В.Г. Короленко.
К середине прошлого века Тобольск перестал быть административным и культурным центром Сибири. Выросли новые города. Старые торговые пути утратили свое значение. С постройкой же Транссибирской магистрали, которая прошла южнее, большая история и вовсе отвернулась от знаменитого некогда града.
МЫ. Трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы не Октябрьская революция... В конце XIX века в подгорной части города появилось деревянное здание театра, построенного не без претензий, в модном тогда псевдорусском стиле. Но искусство народных резчиков буквально преобразило его. Словно впитав тепло их рук, театр стал похож на сказочный терем, сделался одной из главных достопримечательностей Тобольска... Здесь 9 апреля 1918 года и была провозглашена Советская власть в городе и уезде. Жизнь потекла по новому руслу.
Внешне Тобольск не изменился — долгие годы он еще оставался тихим, скромным городком. Не всегда имена его жителей произносили по радио, но всегда они делали нужное Родине дело. Работали, растили детей, любили отчий край... Когда началась война с фашистами, маленький Тобольск дал стране 23 тысячи воинов. Многие сражались под знаменами прославленных сибирских частей. Шестеро стали Героями Советского Союза...
Десять лет назад в город наконец пришла железная дорога, связавшая Тюмень с нефтеносным Севером. Почти одновременно было принято решение о строительстве в Тобольске крупного нефтехимического комплекса. Оно объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Город снова бурно растет. Сбываются пророческие слова Менделеева: “Тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной Сибири. Тогда только, когда дойдет железная дорога от центра России до Тобольска, родной мне город будет иметь возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей”.
Значит ли это, что былая слава Тобольска больше не волнует нас? Конечно, нет. Город включен во Всесоюзный туристический маршрут, в кремле постоянно работают реставраторы. Но в целом сделано пока обидно мало. Окна величественного Софийского собора заколочены: там свалка. А мог бы быть концертный или выставочный зал. Многие первоклассные памятники архитектуры стоят в развалинах. Экспозиция чрезвычайно богатого по фондам краеведческого музея могла бы стать гораздо более увлекательной (да и привлекательной)...