Но это были все игры веселые и осуждения не вызывали. Была, однако, одна довольно распространенная игра, которая вызывала резкое осуждение со стороны священнослужителей, да и большинство взрослых тоже ее осуждали. Это игра в покойника, которую в некоторых местах еще называли игрой в смерть или умрун. Какого-нибудь мужика или парня уговаривают (за денежку или выпивку, а то и все вместе) играть роль покойника. Его одевают во все белое, намазывают лицо мукой, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтоб казался страшнее, и кладут на скамью или в длинный короб, а то и в гроб, крепко привязав, чтобы не вывалился, да и не сопротивлялся, если, вдруг, передумает. Потом проводят "отпевание" отборной бранью, а девок заставляют целовать покойника. Часто "покойника" носили по избам и спрашивали, не ваш ли покойник? Девки и малые дети часто пугались "покойника" вплоть до нервных припадков. Так что не все святочные игры были такими уж веселыми для всех!
Обязательной составной частью святочных праздников были святочные песни, которые сопровождались хороводами или хождениями девушек рядами или кругами. Песни могли быть праздничными (прославляющими), диалогами, вопросами-ответами, а также традиционными хороводными песнями. Эти песнопения часто сопровождались сопутствующими играми.
Когда посиделки заканчивались, а часто это бывало далеко за полночь, молодежь ватагами расходилась по деревне, а парни могли колобродить до утра и пугать и будить мирно спящих обывателей. Стучали в стены и окна, могли оттащить в поле сани или телеги, могли завалить двери каким-нибудь барахлом или вылить в трубу ведро воды. Могли плеснуть в прохожего или хозяина избы разбавленным навозом. Мужики знали об этих проделках молодежи и часто объединялись для отпора. Пойманных озорников могли оходить и батогами: не балуй!
Взрослые в святочные вечера ходят в гости, угощаются там, а потом играют в кости, карты или другие азартные игры, но это уже после окончания рождественского поста. Причем игры носили до того азартный характер, что проигравшие могли вернуться домой нагишом, проиграв всю свою одежду. Часто дело доходило и до драк. В общем, все веселились, как могли!
Рождество Христово. Колядки. Новый Год. Крещенье
Как говорилось в предыдущем выпуске, святки начинались задолго до Рождества, но вплоть до праздника они имели спокойный и благочинный характер. Канун Рождества Христова, рождественский сочельник, был наиболее тихим днем святок. Он проходил в строгом посте, а есть садились только после первой звезды. Перед заходом солнца все семейство становилось на молитву, потом зажигали особую свечу и прикрепляли ее к хлебу, лежавшему на столе. Хозяин приносил охапку сена или соломы и раскладывал ее в переднем углу. Затем под образами на приготовленном месте, обычно скамье застланной полотенцем или скатертью, ставили необмолоченный сноп ржи (овса, пшеницы) и кутью (это теперь стали делать кутью из риса, а раньше делали из пшена). Теперь все приготовления к празднованию Рождества Христова считались законченными. Вся семья снова становилась на молитву, после которой приступали к трапезе, которая проходила, обычно, в полной тишине. К концу вечери начиналось легкое оживление: вначале выдергивали из снопа соломинки и по ним гадали о будущем урожае, а затем заставляли маленьких детей залезать под стол и изображать цыплят, чтобы куры хорошо неслись. Приближалось время безудержного веселья. Остатки кутьи и трапезы разносили по бедным избам, чтобы они тоже могли праздновать, а затем начинались колядки и прочие увеселения.
Взрослые больше развлекались по части выпивок, причем со второй половины XIX века отмечается почти безудержное пьянство по всей стране и среди всех сословий. Молодежь же и дети начинали колядовать и веселиться. Следует заметить, что колядовали за святки три раза: были колядки рождественские (самые богатые и щедрые), Васильевские (в ночь под Новый год) и крещенские (в крещенский сочельник). Название праздника коляды производят от римских календ: в Риме январские календы тоже были праздником, который через Византию попал в Россию. Колядой часто называли рождественский сочельник, а, кроме того, так назывались песни, исполняемые в этот праздник. Карамзин утверждал, что Коляда был славянским богом пиршеств и мира, но это утверждение не подтверждается данными летописей.
В Московской губернии в ночь на Рождество возили в санях девушку, которая поверх теплой одежды надевала белую расшитую рубашку. Ее-то, девушку то есть, и называли Колядой. В Новгородской и Вологодской губерниях святки назывались еще окрутниками по названию парней, которые ряжеными ходили по городу или деревне и развлекали хозяев игрой на различных инструментах, песнями, плясками и шутками. В Тихвине собирали целый поезд из саней, на которые ставили большую лодку, украшенную флагами и лентами. Окрутники сидели как в лодке, так и на лошадях, везущих лодку. Ряженых часто сопровождали толпы народа, а более состоятельные люди угощали ряженых едой, питьем (да, выпивкой!), а иногда и денежкой.
Колядами, как я уже говорил, называли и различные песни, которыми славили хозяев домов и семей, поздравляли их с праздниками и желали им богатства и благополучия. Ребятишки организовывались в специальные группы, которыми руководил старший паренек, несущий звезду с фонариком, рядились в разные одежды и личины (хари) и ходили по домам. Обязательными элементами их выступлений были праздничные молитвы и песнопения, которые переходили в праздничные присказки. Затем начиналось славление хозяина дома и всех его домочадцев, пожелание им здоровья, богатства, урожая, девушке - жениха, воину - славно воевать и т.д. Не принять и не угостить таких "христославов" считалось грехом. Не обязательно колядование проходило на улице и под окнами: состоятельные жители часто приглашали колядующих в дом (особенно в рождественскую ночь), дарили денежки, гостинцы, а иногда подносили и водочки тем, кто постарше. Самого младшего усаживали в переднем углу на шубу (чтобы куры хорошо неслись и вывели много цыплят). Я повторяюсь, но что поделаешь, так как видов колядования было больше, чем способов благодарности.
В некоторых местностях было в ходу "цыганьичанье". Девушки наряжались в цветастые одежды, желательно не по размеру, накидывали цветные платки и шли гулять. В руках у них были гармошки, балалайки и, обязательно, лукошки. Они шли веселой толпой, играли, плясали и пели цыганские песни. У хозяев они выпрашивали все, что увидят, а в случае отказа, могли и стащить, что плохо лежит. Впрочем, украденные вещи за небольшое вознаграждение обычно возвращали хозяевам. На вырученные деньги девушки покупали себе угощенья на весь праздник, причем заработанные таким образом деньги нельзя было тратить ни на что иное.
В некоторых местностях к этим праздникам были приурочены и "субботки". Так назывались вечера, когда незамужние девушки собирались в избе для посиделок, одетые в свои лучшие наряды. Причем, собирались и бедные и богатые, исключений не делалось ни для кого. Изба украшалась цветными лентами, свечами, бумажными украшениями и еловыми ветками. Если девушек было много, то амфитеатром ставились скамьи, а девушек расставляли на них рядами. По сторонам ставились скамьи для холостых мужчин и парней, которых допускали, когда все девушки были в сборе. Прибытие каждого гостя сопровождалось песнями. За эту честь каждый гость должен был платить деньгами, которые шли хозяйке избы. Женатые и замужние люди на субботки не допускались.
В некоторых местностях в колядовании принимало участие и сельское духовенство. Впрочем, его участие сводилось к сбору подаяний деньгами и натурой.
Взрослые же, и мужчины и женщины, тем временем накачивались водкой, часто вспыхивали драки, так же быстро и затухавшие. Во многих местах, а особенно в Сибири, в рождественскую ночь в любую избу мог войти любой прохожий и пить, что хочет и сколько хочет.
С Рождества начиналась самая веселая часть святок, а также один из самых важных элементов святок - гадания. Но о гаданиях я сейчас, за некоторыми исключениями, говорить не буду, так как этой теме я посвящаю отдельный выпуск (не переживайте, пожалуйста, он выйдет, если успею, уже завтра).
Новый год в России еще в середине XIX века не считался каким-то особым праздником. Народная легенда говорила, что в ночь на Новый Год в честь рождения младенца Иисуса Бог выпустил погулять всех чертей и бесов, которые вплоть до кануна Богоявления носятся по всему свету и чинят пакости православному люду. Они издеваются над всеми, кто забыл оградить крестом свои жилища и нежилые помещения. А чтобы совратить человечество, черти на погибель ему и придумали такое количество развлечений, которым предается неразумная молодежь. Но мне кажется, что эту легенду придумали церковники. Единственно чем отличался этот праздник, так это верой в то, что гадания в Васильев вечер (Новогоднюю ночь) являются более действенными. Но все гадания потом.
Можно отметить, что в Васильев день было принято колоть так называемых "кесарийских" (или кесаретских) поросят. Обычай требует, чтобы поросенок был обязательно жареным и подавался на стол целиком. Такой поросенок считался всеобщим достоянием: любой односельчанин мог придти и есть его, но он должен был принести хозяину немного денег, которые на следующий день передавались в церковь. Перед едой хозяин три раза поднимал блюдо с поросенком и приговаривал: