Традиционно координата `верх` используется для положительной оценки разного рода явлений и объектов: счастье – верх, грусть – низ, здоровье и жизнь – верх, болезнь и смерть – низ, обладание властью или силой – верх, подчинение – низ, хорошее – верх, плохое – низ, добродетель – верх, порок – низ и т.д. (см. подробнее: 3, с. 396 - 405).
В современном русском языке признак высоты также связан с положительной оценкой компонентов внутреннего мира человека: высокие мысли, высокие чувства, высокие думы, возвышенная душа, высоконравственный, высокообразованный, высокоодаренный, высокоразвитый, высокочтимый (исключением являются высокомерный и высокопарный), что вполне согласуется со шкалой «хорошее – верх, плохое – низ, добродетель – верх, порок – низ».
По данным древнерусского и церковнославянского словарей, эпитет высокий в составе наименований человеческих качеств, названий людей и частей человеческого тела обладает ярко выраженной отрицательной характеристикой. Так, в словаре древнерусского языка И.И. Срезневского представлены словарные статьи: высокомыслити - «возвышаться, гордиться»; высокопаривый – «заносчивый»; высокосьрдыи – «высокомерный, заносчивый»; высокоумие – «гордость, заносчивость»; высокошиявыи - «гордый, надменный» (10, с. 451-452). В Полном церковнославянском словаре (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) наблюдаем аналогичную картину: высокий духомъ– «высокомерный»; высокий умом – «высокомерный, надменный»; высокое сердце – «гордый дух, гордость надменный»; высокия очи – «высокие, гордые взгляды»; высокая выя – «гордо поднятая или вытянутая шея»; языкъ высокий – «народ гордый»; высокоглаголание – «похвальба, хвастовство»; высокомудренный – «много мечтающий о себе, надменный». (8, с. 111).
Следовательно, отрицательная характеристика координаты `верх` применительно к уму и сердцу находится в одном ряду с отрицательной характеристикой других «высоких» атрибутов человека и его жизнедеятельности. Подобное отличие от фактов современного русского языка связано с широко распространенной в Древней Руси христианской идеей смирения, равенства всех людей перед Богом, одним из постулатов которой было «возносящийся смирится, а смиряющийся – вознесется» Только Душа, данная человеку Богом, являющаяся его частью, может и должна стремится ввысь, к небесам.
Обобщая результаты проведенного исследования, следует отметить следующее:
1.У концепта «душа» движение по вертикальной оси возможно как внутри тела человека (при жизни), так и в мифологическом пространстве (после смерти), а у концептов « сердце» и «ум» - только в мифологическом пространстве (но при жизни человека).
2. Для всех трех концептов по вертикальной оси `верх-низ` присутствует в летописях только движение от некой точки, которая принимается за норму, по оси вверх, движение по оси вниз отсутствует (кроме единичного случая: у грешной души в ад).
3. Для концепта «душа» координата `верх` оценивается положительно, нахождение души в верхней точке вертикальной оси является идеалом. У концептов «ум» и «сердце» движение вверх наоборот является отклонением от некоторого идеала, расценивается как недопустимое желание возвыситься над другими людьми и стать равным Богу, а потому - как проявление не должного высокомерия и гордыни.
Список литературы
Бабаева А.В. Формы поведения в русской культуре (IX - XIX века). – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
Булыгина Т.В., Шмелев Д.А. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). – М.: Школа «Языки русской культуры». – 1997.
Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 387 –415.
Ли Тоан Тханг. Пространственная модель мира: когниция, культура, этнопсихология (на материале вьетнамского и русского языков) – М.: Институт языкознания РАН, 1993.
Мифы народов мира. – М.: Российская энциклопедия, 1996. – Т. I.
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996.
Пименова М.В. Этногерменевтика языковой наивной картины мира внутреннего мира человека. – Кемерово: Кузбассвузиздат; Landau: Verlag Empirische Padagogik, 1999. – 262 с.
Полный Церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений) /Сост. Протоиерей Г. Дьяченко.- М.: Издательство «Отчий дом», 2001. – 1120 с.
Славянская мифология. – М.: Эллис Лак, 1995.
Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка. – М.: Государственное издательство словарей, 1958. – Т. 1-3.
Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. – М.: Радикс, 1994.
Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Издательство«Гнозис», 1994.