Смекни!
smekni.com

Техника, экономика и искусство Древнего Египта (стр. 2 из 4)

Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия (пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища), скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи правления Рамессидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и всесторонне отображали повседневную жизнь египтян. Позже произошло вырождение этого вида искусства, превратившегося в обычные «виньетки», заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.

Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются во время правления фараона Сенусерта (Сесостриса) I из XII династии. Не уступают ему и украшения поминального храма царицы XVIII династии Хатшепсут, живописно расположившегося на трех террасах в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов: сцены, воспроизводящие экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю божественного рождения Хатшепсут. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя и не менее монументальные, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I. Подобные сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III. Стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.

Скульптура

Круглая скульптура уходит корнями в глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур, о чем свидетельствуют женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом для украшения гребней. Их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.

Несмотря на совершенствование скульптуры, позы изображенных и стиль, сформировавшийся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей истории Древнего Египта. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия. Особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда имеет бесстрастное, величественное, холодное, спокойное выражение. Тем не менее в некоторых случаях ему придавались в высшей степени индивидуальные черты. Таковы скульптурные изображения вельможи Хемиуну (Пелицеус-музей в Хильдесхайме в Германии) и царевича Анххафа (Музей изящных искусств в Бостоне). Обе скульптуры, относящиеся к эпохе IV династии, поражают своим совершенством. Высочайшее мастерство достигнуто в статуях фараонов XII династии Сенусерта (Сесостриса) III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии остались изображения царицы Хатшепсут и фараона Тутмоса III.

Искусство Амарны

Кульминация в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, приходится на период правления Эхнатона, фараона XVIII династии. Его отказ от прежних традиций затронул не только религию, но и искусство. Впервые излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной дворцовой жизни. Эхнатон, проповедовавший «правду» в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице зятя Эхнатона, Тутанхамона, демонстрирует искусство амарнского периода во всем его блеске. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одежда и сундуки для ее хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски, богато орнаментированы золотом и полудрагоценными камнями. Они дают представление о роскоши и изысканности вкуса на исходе амарнского периода.

Архитектура. Жилые дома

Египтяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составляют деревенские лачуги бедняков, и лишь в столичном городе Ахетатоне обнаружены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца, вполне пригодные для жизни в условиях сухого и жаркого климата. Усадьбы знати являли собой сложные сооружения с ванными комнатами, канализацией и просторными общими комнатами с высокими потолками и небольшими окнами, тесными спальнями и отдельно стоящими кухнями, скотными дворами и зернохранилищами. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня для поклонения одному или нескольким богам (в Ахетатоне – исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением фараонов, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения. Египтянки участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

Стелы и мастабы

Архитектурные сооружения из камня предназначались только для умерших и для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне делали продовольственные запасы для загробной жизни. Усыпальницы времен I и II династий, независимо от того, принадлежали они царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в камне. Например, из гробниц фараонов I династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты (стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно связан с представлением, что весь этот набор сохранится и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу, а тело владельца усыпальницы превратится в прах. Увековечивание в нетленном камне рассматривали как магическое средство, обеспечивающее вечное бытие умершему и необходимые ему средства существования. Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц, они обрели более крупные размеры и более разнообразные формы, постепенно превратившись в «ложные двери» в западной стене гробницы. Считалось, что усопший, изображенный над притолокой, будет выходить через эту дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства, которые будут регулярно приносить в гробницу его родственники, и потому на панели ложной двери были написаны их имена и изображены их фигуры.

В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды для фараонов. Вокруг них рядами размещались гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они были богато украшены рельефами, воспроизводящими прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе исполнение должностных обязанностей, а также формы проявления царского благоволения.

Типичная мастаба состояла из вертикальной шахты в скальной породе, часто глубиной до 15–30 м, ведущей в погребальную камеру. Аналогичная усыпальница строилась и для жены усопшего. Наземное сооружение представляло собой прочную постройку из тесаного камня, к которой вначале пристраивали обращенную на восток молельню с ложной дверью в западной стене. Со временем молельня приобретала все большие размеры и была включена в каменное наземное сооружение. Оно было разделено на несколько культовых помещений, стены которых украшали рельефами, призванными обеспечить владельца усыпальницы всем необходимым в загробной жизни. Одно или несколько расположенных в глубине помещений (они называются сердабы) узкими проемами в каменной кладке соединялись с залами, доступными для посещения живых, в которых, как правило, находились статуи усопшего. Некоторые из этих статуй представляют великолепные портретные изображения, причисляемые к высшим достижениям скульптуры эпохи Древнего царства.