Смекни!
smekni.com

Техника, экономика и искусство Древнего Египта (стр. 3 из 4)

Пирамиды и храмы

Есть основания полагать, что превращение усложненной мастабы в ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его зодчим Имхотепом. Позже цари III и IV династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином направлении. Особенно примечательны пирамида в Дахшуре с иным углом наклона боковых граней и пирамида в Медуме с более крутыми, чем у пирамиды Джосера, ступенями, позже перестроенная в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее грани теперь совершенно разрушены. Фараон Снефру, основатель IV династии, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын Хеопс – величайшую из всех пирамид.

Подобно тому как мастаба имела ложную дверь, обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний, «долинный» храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.

Долинный храм Хефрена – простое, лишенное украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных гранитных блоков – до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с лицом самого фараона.

Строгое величие архитектуры эпохи IV династии было отвергнуто последующими правителями, которые строили свои пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм фараона Сахура был украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых фараон изображен победителем своих поверженных врагов – азиатов и ливийцев. Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные сооружения предшествующих фараонов. Использование камня контрастных цветов – известняка, базальта, алебастра – усиливает впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих его стены. Здесь представлены: сцены триумфа фараона над побежденными врагами и их беспомощными женами и детьми; правитель, занятый рыбной ловлей и охотой на птиц или стреляющий в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота в составе 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и его возвращение; божества провинций, совершающие заупокойные приношения фараону.

Примечательной особенностью этого храма является сложная дренажная система из медных труб протяженностью более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу, причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь имелось специальное устройство и для этого), а отходы от ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось удалять за пределы священного пространства.

О великолепных достижениях строителей храмов эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный уровень владения техническими приемами обработки самых твердых пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков меньшего размера.

Фивы

Следующим периодом расцвета египетской архитектуры было время правления XII династии, религиозная столица которой находилась в Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в первозданном виде, за исключением храмового комплекса на восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего молельня из белого известняка, относящаяся ко времени правления фараона Сесостриса I. Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью намного превосходящую любую из грандиозных построек, воздвигнутых им в стремлении к державному величию.

Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им пришлось разделить свои заупокойные храмы (соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют единому типу. Они состоят из пилона – внушительного входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон открывал доступ в следующий двор с колоннадой – своего рода зал для празднеств в честь богов, за которым следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по периметру располагались культовые помещения, сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в ритуалах священных предметов, залы для подготовки жертвоприношений и молельни, в которых помещались изображения богов. Буквально каждый квадратный метр храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов, повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ, которому были посвящены такие храмы, имел целью служение находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.

Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был посвящен культу одного из правителей, погребенных в Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в известняке гробницы знати.

В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался комплекс сооружений главного государственного храма, посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он представляет собой ряды колонн, развалины пилонов, опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски (монолитные каменные столбы) с многочисленными иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал, зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со своим именем и титулом во славу великого бога египетской державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой гипостильный зал со 134 колоннами.

Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его фантастической колоннадой – созданием Аменхотепа III – и с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о войнах, которые он вел в Азии.

Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи находятся вытесанные из скальных монолитов четыре колоссальные статуи сидящего Рамсеса II.

Религия

Местные божества и космические боги

С древнейших времен египтяне отличались исключительной религиозностью. Если, как полагают, они и были поначалу монотеистами, то вряд ли их единобожие было достаточно последовательным. Истовое почитание «божества собственного города» не мешало им допустить в свои сердца и на свои алтари иных богов. С созданием «союза Двух Царств» (объединенного государства Верхнего и Нижнего Египта) божества наиболее крупных городов обрели статус общенациональных. Мемфисский бог Птах, бог Солнца Ра, гелиопольский бог Мин, богиня-корова Хатхор из Дендеры, абидосский Осирис, саисская Нейт, космический бог Амон из Гермополя с течением времени были перенесены в Фивы. Все эти божества некогда были связаны с конкретным местом, однако постепенно их культ распространился и вверх, и вниз по долине Нила. Сходным образом бехдетский Гор и омбосский Сет первоначально были местными богами, и с превращением почитавших Гора и Сета городов в столицы Нижнего и Верхнего Египта они стали соответственно богами двух этих государств. Бог северных земель Гор, согласно созданной легенде, победил Сета и стал национальным божеством Верхнего Египта. Впоследствии фараон единого египетского государства, будучи главным лицом в стране, а потому сам считавшийся божеством, рассматривался как земное воплощение Гора.

Иногда боги, культ которых был привнесен из других мест, вытесняли местных богов. Так, фиванского Монту затмил Амон из Гермополя; позднее именно он стал верховным богом. Осирис поначалу не был божеством Абидоса, но как раз в этом городе почитался больше всего, а со временем превратился в самого любимого из всех богов Египта.

Некоторые боги были объединены в семьи: Атум – отец Шу и Тефнут, которые в свою очередь были родителями Геба и Нут, их детьми были Осирис, Исида, Сет и Нефтида. В Карнаке почитали более простое семейство из трех богов – Амона, Мут и их сына Хонсу. Подобным божественным семьям поклонялись во многих храмах по всей стране.

Отличить местных богов от богов иной природы – к примеру, космических – достаточно сложно. Ра почитался как бог Солнца, Геб – как бог Земли, а его сестра-жена – как богиня Неба. Представление о поле этих божеств зависело от грамматического рода слова, обозначающего олицетворяемый каждым из них элемент мироздания. Космические боги обычно были антропоморфными, т.е. имеющими человеческий облик, в отличие от многочисленных местных божеств, которых первоначально почитали в виде животных и всегда изображали в образе зверей или как человеческих существ со звериными головами. Такими были Анубис, Гор, Хнум, Тот, Собек, Амон и многие другие. Бастет имела голову кошки (кошек в Египте глубоко почитали; после смерти их тела иногда бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах). Амон обычно изображался с головой барана, но его же представляли и в человеческом обличье. Богиню Неба Нут считали либо женщиной, либо коровой, причем в обоих случаях ее изображали распростершейся по небосводу. Ее тело покрывали звезды, между которыми на своей лодке с востока на запад каждый день путешествует Солнце. Наконец, вплоть до утверждения христианства в стране существовали и чистые культы животных, например быка Аписа.