В последние годы Лес Марри стал, вероятно, самым известным из ныне живущих поэтов Австралии. Он удостоен многих литературных наград, включая престижную международную премию Т.С.Элиота в 1997. Марри опубликовал свыше 30 книг. Самые последние его работы – Батрацкие поэмы (1996) и роман в стихах Фреди Нептун (1998).
Романы
До 1880 было опубликовано около 300 произведений беллетристики, в основном это были романы для чтения в дороге, посвященные жизни на ранчо, уголовной тематике и поискам преступников, скрывающихся в зарослях кустарников. Впрочем, до 1900 австралийская литература произвела по крайней мере три замечательных романа. Это роман Маркуса Кларка Пожизненно осужденный (1874), в котором дана потрясающая правдивая картина жизни в каторжном поселении на Тасмании; роман Рольфа Болдрвуда (Т.Э.Брауна) Вооруженное ограбление, история беглых преступников и поселенцев в австралийской глубинке, и роман Такова жизнь (выпущенный отдельной книгой лишь в 1903), автором которого был Джозеф Фэрфи, писавший под псевдонимом Том Коллинз. В последнем романе была представлена картина сельской жизни в штате Виктория.
Другие видные романисты первой половины 20 в. – Генри Хендель Ричардсон (г-жа Дж.Г.Робертсон), автор Удач Ричарда Мэхони (1917–1929), трилогии о жизни иммигрантов; Кэтрин Сьюзан Причард, чей роман Кунарду (1929) – превосходное произведение об отношениях аборигенки с белым мужчиной; Луис Стоун, чей роман Джона (1911) представляет собой волнующее описание жизни трущоб, и Патрик Уайт, автор романов Счастливая долина (1939), Живые и мертвые (1941), Тетина история (1948), Древо человека (1955), Восс (1957), Всадники на колеснице (1961), Твердая мандала (1966), Око бури (1973), Бахрома листьев (1976) и Дело Туайборна (1979). Уайт был удостоен Нобелевской премии по литературе 1973. Тонкие символические описания Уайта наполнены глубоким смыслом и отличаются сложной техникой; возможно, это самые значительные произведения австралийской беллетристики 20 в.
За последние 30 лет появилось много замечательных романов австралийских писателей. Томас Кенилли, один из самых плодовитых авторов, приобрел известность романом Ковчег Шиндлера (1982), на основе которого был снят знаменитый голливудский фильм Список Шиндлера. Другие произведения Кенилли – Приносите жаворонков и героев (1967), Песня Джимми Блэксмита (1972), Джеко (1993) и Город у реки (1995). Элизабет Джолли опубликовала 13 романов, из которых самые известные Загадка мистера Скоби (1983), Колодец (1986), Луна моего отца (1989) и Жена Джорджа (1993). Теа Астли трижды была удостоена престижной премии Майлса Франклина за романы Хорошо одетый исследователь (1962), Медлительные туземцы (1965) и Мальчик-прислужник (1972), а Джессика Андерсон дважды получала эту премию за романы Тирра-Лирра у реки (1978) и Пародисты (1980). Питер Кэри выиграл приз Букера за роман Оскар и Люсинда, который печатался в 1985 в Иллиуокере; другие его произведения – Блисс (1981) и Джек Мэггс (1997). Дэвид Малуф – лауреат многих литературных премий, в т.ч. Букеровской премии 1994 за роман Вспоминая Вавилон; другие известные произведения этого автора – Вымышленная жизнь (1978), Улетай, Питер (1982) и Беседы у реки Кэрли-Крик (1996). Действие романов Тима Уинтона часто происходит на побережье Западной Австралии: Пловец (1981), Отмели (1984), Клауд-Стрит (1991) и Всадники (1994). Марри Бейл написал три хороших романа: Ностальгия (1980), Поступок Холдена (1987) и Эвкалипт (1998).
Новеллы
Короткие рассказы Лоусона, опубликованные в сборниках По следу и по скользкому пути (1900) и Джо Вильсон и его товарищи (1901), напоминают Счастье ревущего стана Брета Гарта. Вероятно, лучший из коротких рассказов Лоусона Жена гуртовщика, в котором реалистически описана жизнь семейства в глубинке. Полинезийские повести Луиса Беке и юмористические новеллы Стила Радда составили переходное звено к произведениям более современных писателей – таких, как Барбара Бейнтон, автор повестей о борьбе женщин в неблагоприятной среде австралийской провинции. После Второй мировой войны популярными авторами коротких рассказов стали Дэл Стивенс, Гевин Кейси, Вэнс Палмер, Джуда Уотен и Хол Портер. Некоторые критики среди этих писателей выделяют Портера. Хотя его стиль несколько тяжеловат, темы рассказов актуальны и часто затрагивают проблемы противостояния разных культур. В недавнее время Кристина Стид (1902–1983) внесла заметный вклад в совершенствование формы короткого рассказа. В сборниках Сожженные (1964) и Кокату (1974) Патрик Уайт утвердился как мастер рассказов о чудаках, ведущих одинокую бесполезную жизнь. Среди современных писателей Хелен Гарнер завоевала признание сборниками коротких рассказов Подлинные истории (1997) и Мое твердое сердце (1998). Недавно были выпущены представительные антологии австралийских рассказов, включая Оксфордский сборник австралийских рассказов (1995), Избранные австралийские рассказы (1997), Фаберовский сборник австралийских рассказов (1998) и Оксфордский сборник австралийских очерков (1998).
Драматургия
В австралийской драматургии выделяются два имени – Луис Эссон (1879–1943) и Дуглас Стюарт. Эссон под влиянием Джона Миллингтона Синджа и Вильяма Батлера Йитса пытался достичь сходных результатов в пьесах на австралийские темы. В пьесах Стюарта Кораблекрушение (1947), Нед Келли (1943) и Пламя на снегу (1941) рассматриваются события истории Австралии. Многие критики сравнивают Пламя на снегу, где описывается экспедиция Скотта к Южному полюсу, с лучшими стихотворными драмами, созданными для радиопередач. Успех пьес Рея Лоулера Лето семнадцатилетней куколки (1955) и Деревенщина на Пикадилли (1959) в Лондоне и Австралии весьма способствовал дальнейшему развитию австралийской драматургии. Пьеса Алана Сеймура Один день года (1962) тоже считается шедевром.
Самым известным из современных драматургов является Дэвид Уильямсон, пьесы которого не сходят со сцен австралийских театров. Часто они затрагивают социальные и политические проблемы: Компания главаря мафии (1971), Отстраненные (1971), Кафедра (1975), Путешествующие на север (1980), Изумрудный город (1987), Бриллиантовые иллюзии (1993) и Мертвые белые мужчины (1995). Патрик Уайт сделал свою литературную карьеру как романист и затем стал плодовитым драматургом, наиболее известны его пьесы Сезон в Сарсапарилье (1965), Ночь на безлесной горе (1965) и Бакенщик (1983). Другие известные современные драматурги – Луис Наура и Александр Бьюзо.
Исполнительское искусство
Австралия дала миру целый ряд выдающихся артистов и прославилась своими кинофильмами.
Театр
Первая пьеса, сыгранная в Австралии, – Вербовщик рекрутов, комедия из времен Реставрации, написанная Джорджем Фаркаром. Она была исполнена группой каторжников в 1789, ровно через год после основания первого поселения. В 19 в. удерживался стандартный английский репертуар с преобладанием популярных мелодрам. В 1833 Барнет Леви открыл Королевский театр в Сиднее, предлагавший музыкальные и драматические спектакли. Джордж Коппин, Альфред Дампир, Джордж Ригнолд и американец Дж.С.Вильямсон стали известными театральными импресарио. Они иногда ставили пьесы на местные темы, но обычно предпочитали произведения Шекспира и видных заруюежных драматургов. В настоящее время в столицах штатов действуют театральные компании, а также небольшие труппы, такие, как, например, Австралийская шекспировская компания и Мельбурнский театр «Ла-Мама».
Опера
Австралийская опера в Сиднее и Государственная опера штата Виктория в 1996 объединились в крупную компанию «Опера Австралия». Ее основная сцена – Сиднейский оперный театр, регулярно устраиваются спектакли в Художественном центре штата Виктория. Среди прочих оперных компаний выделяется Государственная опера Южной Австралии, которая в 1998 поставила весь цикл Вагнера Кольцо Нибелунгов (впервые в истории австралийской оперы).
Балет и хореография
Группа Австралийский балет, основанная в 1961, выступает преимущественно в Сиднее и Мельбурне; она неоднократно гастролировала за рубежом. Австралийский театр танца был основан в 1965 в Аделаиде, его возглавляет известный хореограф Мерил Танкарт. Сиднейская хореографическая компания организует представления в Оперном театре, завоевавшие широкое признание в стране.
Кинематография
В конце 19 – начале 20 вв. австралийская кинематография занимала одно из первых мест в мире. Первый в мире полнометражный художественный фильм Келли и его молодцы был создан в Австралии в 1905. Однако в 1920-е годы австралийское кино не выдержало конкуренции голливудских фильмов, и в стране было снято всего несколько кинокартин. В 1970–1980-х годах австралийская кинематография вновь поднялась на международный уровень благодаря талантливым режиссерам и актерам. Среди выдающихся австралийских режиссеров отметим Джилиана Армстронга – Моя бриллиантовая карьера (1980), Звездный удар (1982), Последние дни кафе «У нас» (1992) и Маленькие женщины (1994); Питера Вейра – Пикник на отвесной скале (1975), Последняя волна (1977), Галлиполи (1981), Год опасной жизни (1983), Общество мертвых поэтов (1989) и Выставка Трумана (1998); Брюса Бересфорда – Правонарушитель Морант (1980) и Мисс Дэзи за рулем (1989) и Джейн Кемпион – Пианино (1993). Среди самых известных австралийских фильмов выделяются Данди по прозвищу Крокодил (1986), обошедший экраны всего мира и собравший 175 млн. долл. к началу 1999; Малыш (1995), получивший премию австралийской Академии за спецэффекты, и Сияние (1996), тоже получивший премию Академии за игру актера Джеффри Раша.