В портретах Роберта Рича графа Уорика (1635 Нью-Йорк музей Метрополитен) графа Страффорда (1636 собрание лорда Эгремонта) Джорджа Дигби и Уильяма Рассела (собрание Спенсера) изящный жест волна драпировок бледность желтого шафрана блеск серебристо-серого или киновари а также тонкие удлиненные лица Джеймса Стюарта герцога Леннокса (Нью-Йорк музей Метрополитен) графини Бедфорд (ок. 1640 собрание лорда Эгремонта) и Джона и Бернарда Стюартов (Лондон собрание Маунтбеттена) - передают состояние души, предвосхищая ранний романтизм.
Свободная манера Ван Дейка и мастерская группировка фигур в портрете Карла I (Турин гал. Сабауда) или в его последней работе - портрете принца Вильгельма Оранского и принцессы Марии Стюарт (1641 Амстердам Гос. музей) его виртуозность в изображении атласа и тканей имели огромный успех у английских (П. .Лели У. Добсон Гринхилл и Неллер) и фламандских (Ханнеман и Г. Кок) портретистов. Искусство Ван Дейка вдохновит и французских художников XVIII в., но особое влияние оно окажет на Рейнолдса и Гейнсборо главных представителей английской школы живописи XVIII в.