* Тиль отзывает лечилку - вс+ равно та не умеет по люстрам лазать...
* Теххи показывает лечилке сверху язык :)
* Или скатывается с колен Тиля и обживает опустевший бесхозный плед и опустевшее бесхозное кресло.
* Или: (авторитетно. из складок пледа) Или - или!
* Тиль с трудом удерживает лечилку, возбудившуюся от вида воспал+нного языка
* Теххи с завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь..
* Или на всякий случай молчит в теплую тряпочку...
* Теххи прячет язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая из кармана леденцы от кашля :)
* Теххи Или: Мягко тебе, душа моя? :)
* Тиль находит старое костровище, разводит там ма-асенький костерок и подвешивает над ним чайник
* Лечилка злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем.
* Теххи гордо чихает и падает с люстры рядом с костерком, чихает еще раз :)
* Тиль негромко покашливает, так, для виду
* Или размеренно и методично говорит Теххи "будьте здоровы.." , "будьте здоровы..", "будьте здоровы.."
* Теххи успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает выговаривать :):):)
* Или с завистью поглядывает на костерок, но боится оставить кресло и плед... пусто место свято не бывает.
* Теххи: Апчхапчхапчхи!:):)
* Теххи: Тиль: Ладно, давай свою ле-апчхи!-лку :)
* Тиль науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается
* Или вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук.. сколько там микробов передается при одном поцелуе? :-)
* Лечилка слизывает с ладошки Или подношение, не переставая с жадностью смотреть на Теххи.
"Палитрой красок дышит карнавал"
Как видно даже из приведенного примера, чат - это рождающаяся на наших глазах новая форма самовыражения через творчество, которая "по маминой линии" берет свое начало в литературе, а "по папиной" - из театра.
Родство с литературой особого доказательства не требует - в чате люди не могут быть представлены друг другу иначе чем через тексты и только лишь через тексты и в пределе текст и человек, родивший его, становятся тождественными.
Однако, если и можно рассматривать чат, как вид литературного творчества, то только как весьма своеобразного. Дело в том, что литературное творчество в чате происходит в рамках достаточно жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно органичен двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой причине в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой распространенной формы интернет-общения - конференций и форумов. И именно этому мы обязаны тем, что зачастую лаконичные, как армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у Буратино, мысли. Но не худа без добра - вынужденные не растекаться мыслью по древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие "перлы народного творчества", поражающие своей глубиной и афористичностью.
Второе ограничение - временное. Так как со-творение происходит в режиме реального времени, то на формулирование мысли отводится 1-2 минуты. Таким образом, чат представляет собой не что иное, как литературную импровизацию, практически забытую в последние годы. Не могу удержаться и не привести пример такой "литературной игры":
* Эxo: Собакевич: Похоже, мы с тобой одни. Не нравится мне это:-)))
* Глэдис еще здесь.
* Собакевич: Эхо, (невозмутимо) когда втроем - известно что делать. А вдвоем... Партейку в шахматы?
* Эxo: Глэдис: Е2-Е4
* Эxo: Глэдис: Sorry, это не вам
* Глэдис: Ранен.
* Собакевич: "гроссмейстер ответил матом" :-)
* Глэдис: :-)
* Глэдис: Ж-7
* Собакевич: (самодовольно) мимо... :-)
* Собакевич заходит лошадью
* Собакевич: Эхо, а в Чапаева умеешь?
* Собакевич складывает взятые фигурки на Глэдисов базис. Вот Вам и надстройка.
* Глэдис вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить, следует ходить с бубей.
* Собакевич, пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно сует в карман вражескую ладью
* Собакевич: Хорошо, бубновую ладью:-)
* Глэдис: Семь на бубях.
* Собакевич: Да ладно бы только - "Чем", а то ведь и "куда" - не знаешь :-)
* Глэдис: Эй... Тут ладья стояла!
* Глэдис не знает. Но это не повод.
* Собакевич: (оскорблено)Она же в сносе!
* Глэдис: А канделябром?
* Собакевич предлагая уйти "без трех", быстро сымает еще и двух слонов
* Глэдис: Б-9!
* Собакевич: :-))) Это не по-джентельменски.
* Глэдис принимает Собакевича за своего.
* Глэдис: Сочтемся...
* Собакевич яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б
* Собакевич: Ну какой между своими счет? Давайте во-он те подвески, что Вам все равно не идут, и мы в расчете :-)
* Глэдис предлагает Собакевичу недорого десять взяток на мизере... Полный комплект. В хорошем состоянии.
* Глэдис: (смущенно) ну не комплект... Еще две на балу какая-то дамочка срезала. В качестве сувенира, видимо.
* Собакевич меньше двенадцати брать не согласный
* Глэдис увлеченно пасует.
* Собакевич сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве
* Глэдис: Распасовка.
* Глэдис: У Вас перебор. :-)
* Собакевич: По рукам! А ручки попрошу над столом держать.
* Глэдис: Тогда и я попросила бы далеко не убирать хитрую рыжую морду. :-)
* Собакевич: Банкомета на мыло!
* Собакевич: Простите, обедать пора :-).
* Глэдис желает Собакевичу приятного аппетита. И прощается.
Именно он-лайновость чатовского действа роднит его с действом театральным. Как и в театре, в чате притягательно именно то, что творчество происходит на твоих глазах, как и театр, чат существует только "здесь и теперь". Подобно тому, как любой театральный спектакль "в записи" что-то безвозвратно теряет, впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная тень тех эмоций, которые испытывали участники.
Но и сравнение с театром весьма условно. В чатовском действе, в отличие от театра, участвуют все присутствующие. На мой взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом Бахтиным - "... карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. ... Карнавал не созерцают, - в нем живут и живут все... в этом отношении карнавал был ... как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались до самого главного. Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а - бытийная. Чат - это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут.
Попробую прояснить свою мысль.
Прежде всего - в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз - "Show must go!" В популярных чатах народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, проживающие в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам по себе, в определенной степени независимо от участников. При входе ты попадаешь в уже существующую реальность, которая продолжит существование и после твоего ухода. Во-вторых, чат - это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата является важнейшей, но не единственной составляющей этого феномена. Да, в чатах действуют образы, но за каждым образом стоит реальный человек и рано или поздно каждый стремится пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской. Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется общением, которое я называю доверительным.
"В разверстке строк - душа чужая".
Прежде всего попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною в начале - а что мешает людям реализовать свои коммуникативные потребности в реальной жизни, не подменяя улыбку смайликом, а жесты ремарками?
Причин много. Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется лавинообразно и возможность встречи с близким по духу человеком увеличивается на порядок. Кроме того, вследствие анонимности исчезают многочисленные социальные барьеры в виде возраста, внешности, социального положения, манер и тому подобного. А ведь именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно "отбраковываем" человека при самом первом, визуальном контакте. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?
Понятно, что в виртуальности многих барьеров просто не существует, но по причине того, что свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
И из этого вытекает самая важная особенность доверительного общения в Сети - оно очень часто эмоционально окрашено. Людей связывает не просто совместное времяпрепровождение, а совершенно искренняя дружба или даже любовь. Подобный характер отношений определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием и обратную сторону - количественный рост сказался на качестве и снизилась "глубина" отношений между людьми. Подавляющая часть наших социальных связей утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на близкие отношения зачастую просто не остается времени.
Жизнь современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает различные механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел, состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.