Смекни!
smekni.com

Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов (стр. 2 из 3)

* Тиль отзывает лечилку - вс+ равно та не умеет по люстрам лазать...

* Теххи показывает лечилке сверху язык :)

* Или скатывается с колен Тиля и обживает опустевший бесхозный плед и опустевшее бесхозное кресло.

* Или: (авторитетно. из складок пледа) Или - или!

* Тиль с трудом удерживает лечилку, возбудившуюся от вида воспал+нного языка

* Теххи с завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь..

* Или на всякий случай молчит в теплую тряпочку...

* Теххи прячет язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая из кармана леденцы от кашля :)

* Теххи Или: Мягко тебе, душа моя? :)

* Тиль находит старое костровище, разводит там ма-асенький костерок и подвешивает над ним чайник

* Лечилка злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем.

* Теххи гордо чихает и падает с люстры рядом с костерком, чихает еще раз :)

* Тиль негромко покашливает, так, для виду

* Или размеренно и методично говорит Теххи "будьте здоровы.." , "будьте здоровы..", "будьте здоровы.."

* Теххи успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает выговаривать :):):)

* Или с завистью поглядывает на костерок, но боится оставить кресло и плед... пусто место свято не бывает.

* Теххи: Апчхапчхапчхи!:):)

* Теххи: Тиль: Ладно, давай свою ле-апчхи!-лку :)

* Тиль науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается

* Или вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук.. сколько там микробов передается при одном поцелуе? :-)

* Лечилка слизывает с ладошки Или подношение, не переставая с жадностью смотреть на Теххи.

"Палитрой красок дышит карнавал"

Как видно даже из приведенного примера, чат - это рождающаяся на наших глазах новая форма самовыражения через творчество, которая "по маминой линии" берет свое начало в литературе, а "по папиной" - из театра.

Родство с литературой особого доказательства не требует - в чате люди не могут быть представлены друг другу иначе чем через тексты и только лишь через тексты и в пределе текст и человек, родивший его, становятся тождественными.

Однако, если и можно рассматривать чат, как вид литературного творчества, то только как весьма своеобразного. Дело в том, что литературное творчество в чате происходит в рамках достаточно жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно органичен двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой причине в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой распространенной формы интернет-общения - конференций и форумов. И именно этому мы обязаны тем, что зачастую лаконичные, как армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у Буратино, мысли. Но не худа без добра - вынужденные не растекаться мыслью по древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие "перлы народного творчества", поражающие своей глубиной и афористичностью.

Второе ограничение - временное. Так как со-творение происходит в режиме реального времени, то на формулирование мысли отводится 1-2 минуты. Таким образом, чат представляет собой не что иное, как литературную импровизацию, практически забытую в последние годы. Не могу удержаться и не привести пример такой "литературной игры":

* Эxo: Собакевич: Похоже, мы с тобой одни. Не нравится мне это:-)))

* Глэдис еще здесь.

* Собакевич: Эхо, (невозмутимо) когда втроем - известно что делать. А вдвоем... Партейку в шахматы?

* Эxo: Глэдис: Е2-Е4

* Эxo: Глэдис: Sorry, это не вам

* Глэдис: Ранен.

* Собакевич: "гроссмейстер ответил матом" :-)

* Глэдис: :-)

* Глэдис: Ж-7

* Собакевич: (самодовольно) мимо... :-)

* Собакевич заходит лошадью

* Собакевич: Эхо, а в Чапаева умеешь?

* Собакевич складывает взятые фигурки на Глэдисов базис. Вот Вам и надстройка.

* Глэдис вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить, следует ходить с бубей.

* Собакевич, пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно сует в карман вражескую ладью

* Собакевич: Хорошо, бубновую ладью:-)

* Глэдис: Семь на бубях.

* Собакевич: Да ладно бы только - "Чем", а то ведь и "куда" - не знаешь :-)

* Глэдис: Эй... Тут ладья стояла!

* Глэдис не знает. Но это не повод.

* Собакевич: (оскорблено)Она же в сносе!

* Глэдис: А канделябром?

* Собакевич предлагая уйти "без трех", быстро сымает еще и двух слонов

* Глэдис: Б-9!

* Собакевич: :-))) Это не по-джентельменски.

* Глэдис принимает Собакевича за своего.

* Глэдис: Сочтемся...

* Собакевич яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б

* Собакевич: Ну какой между своими счет? Давайте во-он те подвески, что Вам все равно не идут, и мы в расчете :-)

* Глэдис предлагает Собакевичу недорого десять взяток на мизере... Полный комплект. В хорошем состоянии.

* Глэдис: (смущенно) ну не комплект... Еще две на балу какая-то дамочка срезала. В качестве сувенира, видимо.

* Собакевич меньше двенадцати брать не согласный

* Глэдис увлеченно пасует.

* Собакевич сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве

* Глэдис: Распасовка.

* Глэдис: У Вас перебор. :-)

* Собакевич: По рукам! А ручки попрошу над столом держать.

* Глэдис: Тогда и я попросила бы далеко не убирать хитрую рыжую морду. :-)

* Собакевич: Банкомета на мыло!

* Собакевич: Простите, обедать пора :-).

* Глэдис желает Собакевичу приятного аппетита. И прощается.

Именно он-лайновость чатовского действа роднит его с действом театральным. Как и в театре, в чате притягательно именно то, что творчество происходит на твоих глазах, как и театр, чат существует только "здесь и теперь". Подобно тому, как любой театральный спектакль "в записи" что-то безвозвратно теряет, впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная тень тех эмоций, которые испытывали участники.

Но и сравнение с театром весьма условно. В чатовском действе, в отличие от театра, участвуют все присутствующие. На мой взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом Бахтиным - "... карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. ... Карнавал не созерцают, - в нем живут и живут все... в этом отношении карнавал был ... как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались до самого главного. Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а - бытийная. Чат - это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут.

Попробую прояснить свою мысль.

Прежде всего - в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз - "Show must go!" В популярных чатах народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, проживающие в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам по себе, в определенной степени независимо от участников. При входе ты попадаешь в уже существующую реальность, которая продолжит существование и после твоего ухода. Во-вторых, чат - это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата является важнейшей, но не единственной составляющей этого феномена. Да, в чатах действуют образы, но за каждым образом стоит реальный человек и рано или поздно каждый стремится пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской. Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется общением, которое я называю доверительным.

"В разверстке строк - душа чужая".

Прежде всего попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною в начале - а что мешает людям реализовать свои коммуникативные потребности в реальной жизни, не подменяя улыбку смайликом, а жесты ремарками?

Причин много. Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется лавинообразно и возможность встречи с близким по духу человеком увеличивается на порядок. Кроме того, вследствие анонимности исчезают многочисленные социальные барьеры в виде возраста, внешности, социального положения, манер и тому подобного. А ведь именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно "отбраковываем" человека при самом первом, визуальном контакте. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?

Понятно, что в виртуальности многих барьеров просто не существует, но по причине того, что свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.

И из этого вытекает самая важная особенность доверительного общения в Сети - оно очень часто эмоционально окрашено. Людей связывает не просто совместное времяпрепровождение, а совершенно искренняя дружба или даже любовь. Подобный характер отношений определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием и обратную сторону - количественный рост сказался на качестве и снизилась "глубина" отношений между людьми. Подавляющая часть наших социальных связей утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на близкие отношения зачастую просто не остается времени.

Жизнь современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает различные механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел, состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.