Не последнюю роль в том, что в современном мире именно Сеть стала мощнейшим средством для ликвидации "эмоциональной бедности" сыграло то, что в виртуальности человек большей частью полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это значит, что исчезает детерминированность поступков, поведения. Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен в реализации своих желаний. Удовлетворение утилитарных потребностей в Сети проблематично - в чатах нет ни деловых партнеров, ни продавцов-покупателей и человек решает здесь свои не материальные, а духовные проблемы.
Но не стоит все списывать только на некоммерционализированность интернета. Даже если удастся включить интернет в сферу функционирования свободного рынка, что, судя по всему, почему-то является для нас проблемой номер один, человеческие контакты в Сети вряд ли повсеместно приобретут характер деловых связей. Существуют особенности виртуальных коммуникаций, которые прямо провоцируют их эмоциональный характер.
Во-первых, даже назвавшись в "приватности" своим реальным именем, человек остается не более чем образом, "строчками на экране монитора". От реального человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном виде. В силу этого его собеседник не имеет о своем визави никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте. Поэтому каждый встреченный человек в Сети - это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает, загадка требует отгадки. И если человек открывается, причем только тебе, то это придает отношениям определенную интимность.
Весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности. Случайность встреч плюс всегда существующая возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет людям вести себя несколько иначе, чем в реальности. Как правило, этот фактор позволяет собеседникам быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает эффект "разговора в поезде", когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании возможности встретиться после разговора уже не будет.
Мне могут возразить - если карнавальность действительно присуща только чатам, то доверительное общение может возникнуть (и возникает) практически на всех ресурсах, где есть возможность знакомства людей и их последующего общения. Абсолютно согласен. Но есть одно "но".
Практически всегда доверительность возникает, развивается и заканчивается в так называемых приватных средствах интернет-коммуникации, которые предназначены только для двоих и закрыты от всех остальных - e-mail, ICQ и др. Но только в чатах подобные средства ("шепот", "приват") встроены в ресурс изначально и существует возможность перейти на доверительную ступень, оставаясь в общем пространстве действа, не покидая его. И это не случайно.
Дело в том, что в чатах наиболее комфортные условия для того, чтобы доверительные отношения могли реализовываться не только "путем взаимной переписки", но и в социуме, а близкие, эмоционально окрашенные отношения объединяли не только двоих, но целую группу людей. Стабильность состава "завсегдатаев", взаимное переплетение доверительных отношений, очень часто в итоге оборачивается тем, что "сумма разрозненных индивидов" становится теплой компанией друзей.
Именно в доверительном общении, которое в чатах возникает не только "за кадром", но и в "открытом эфире", реализуется вторая социальная функция чата - коммуникативная. Чат становится не только любимой и захватывающей игрой, но и местом (часто - единственным), где человек может встретить дорогих и близких ему людей.
Замечу в скобках, что хотя обе функции чата - и коммуникативная, и творческая взаимопереплетены, тем не менее чаще всего именно в "карнавальном" общении человек оценивает людей и производит "первичный отбор" тех, кто ему интересен. Таким образом, карнавальность является весьма значимым условием формирования "виртуальных компаний", которые в дальнейшем общении активно используют уже как карнавальное, так и доверительное общение, свободно переходя от задушевных разговоров к карнавальному шоу.
А так как подобных социальных групп в пространстве чата может быть множество и они большей частью взаимопересекаются, то мы можем говорить о формировании на базе чатов полноценных социумов в виртуальном пространстве с общей идеологией, культурными традициями, своеобразной историей и т.п.
Но, как говорится в сказках: "Виртуальные социумы - это уже совсем другая история..."
Вадим Нестеров