Что выплавляют из "тонн словесной руды", или попытка реабилитации чатов
Отношение к чатам среди "шакалов ротационных машин", пишущих о русском интернете, весьма любопытно. Из прессы (как "бумажной", так и "сетевой") о чатах можно узнать только то, что они существуют, потому как иногда о них упоминают. Изредка встретишь - есть, мол, такая "тинэйджеровская тусовка", но говорить о ней особо нечего - молодежь время расстреливает, да и только. Эдакая "массовая культура рунета", внимания солидных людей не заслуживающая.
Между тем, хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними из самых посещаемых русских ресурсов. К примеру не в самом популярном (но одном из немногих, где ведется статистика) чате "Отель "У Максима" зарегистрированных пользователей превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одномоментно в чате иногда находится более сотни.
Обратившись к статистике, мы видим, что по всем рейтингам обращений чаты располагаются весьма высоко. Если же говорить об отвлекаемых на себя "человеко-часах", то вряд ли я ошибусь, предположив, что в этом отношении чаты лидируют - количество времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей во языцах. И все это при том, что в большинстве своем чаты столь же далеки от целенаправленной "раскрутки" как декабристы от народа и никакого продвижения продукта на рынок просто не ведут - популярность набирается "самотеком".
Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Позволю себе предположить, что "феномен чатов" возникает оттого, что эти ресурсы представляют собой нечто большее, чем просто "болталку", а их социальная функция гораздо значимей.
"Дали вчера мне волю - что я с ней делать буду?"
В большинстве публикаций интернет-ресурсы рассматриваются как нечто исключительно утилитарное и узкоспециализированное. Интересует, что в мире творится - почитайте сетевую прессу, хочется посмеяться - на юмористические сайты, беллетристика нужна - электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно отношения "пользователь-ресурс" локализованы во времени, необходимом на удовлетворении своих потребностей.
Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир. "Общение по проводам" можно понять, если "ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега", но в чате иногда общаются люди, живущие не только в одном городе, но и в одном доме.
На мой взгляд, ответ в следующем. Чаты - ресурс не фрагментарный, а универсальный, пользование им не утилитарно, а самоценно, они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку чат, безусловно, несет, но возьму на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки не единственной функцией чата. Часто гораздо притягательней для посетителей чатов оказывается удовлетворение потребности в самовыражении, если хотите, в творчестве.
Начну несколько издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов позиция рядового пользователя исключительно потребительская. Между тем сегодняшняя культурная ситуация, как это отмечает большинство исследователей, характеризуется предельной пассивностью пользователя - от него не требуется даже конструирование образов (как, например, при чтении книг), он получает все в готовом виде с этикеткой "употреблять не разжевывая". Однако потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей творчество. Можно вспомнить "домашние странички", разнообразнейшие творческие конкурсы в Интернете, но достаточно просто обратить внимание на то, что с ростом популярности ресурса растет и его "завязанность" на самовыражении потребителей (электронная переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да что там - многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями ("Анекдоты из России" и его клоны, сервера знакомств, многие ресурсы "Чертовых Куличек").
Наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для самовыражения ресурсом интернета является именно чат. Дело в том ,что он предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые отсутствуют в реальном мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам. Что я имею в виду:
- Свобода творения образа. Человек в Сети изначально анонимен, в чатах же эта анонимность культивируется - подавляющее большинство посетителей используют "ники" и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на ник, человек уже дистанцируется от своего реального "Я". Кроме того, "растворенная телесность" - отсутствие тела как такового, упраздняет все социальные характеристики реального человека - внешность, пол, возраст и т.п., что делает невозможным использование привычных средств самопрезентации. Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности человек вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в виртуальный социум чата, человек получает полную свободу в сотворении самого себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от творческого потенциала человека. Кто-то "за неумением лучшего" воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы.
- Свободу творения пространства. В большинстве интернет-ресурсов, коммуникация проистекает в "Великом Нигде". Исключением являются только чаты. Практически с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой только в чатах возможностью работать не только в функции "Сказать", но и в функции "Сделать", что позволило включить в действо не только персонажей, но и пространство действия - "Розовый слон влетает через окно и робко замирает неподалеку от беседующих".
- Свободу творения предмета коммуникации. Подавляющая часть коммуникаций в Сети задает тематику общения. В гостевых книгах высказываются о конкретном сайте. Форумы и конференции обязательно тематические, причем заданность тематики культивируется - отступление от темы считается нарушением правил общения и зачастую наказывается. В MUDs игроки взаимодействуют в уже созданном пространстве и по установленным правилам. И только в чатах пользователям предоставлена полная свобода.
Все эти возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения, естественно, на практике оборачиваются как плюсами, так и минусами. Увы, но творческий потенциал пользователей различен. При неразвитых способностях самовыражения общение в чатах просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов приводит к появлению бесчисленных одинаково кокетничающих "катюшенек" и безостановочно матерящихся для доказательства своей крутизны "алексов". Свобода творения пространства практически не используется и только редкие "таланты" додумываются до "Алекс дает Сержу пинка и тот улетает в угол!!!!!!!!!!!", а свобода творения предмета коммуникации замыкается в пределе от рассказов про свои вчерашние героические пьянки до истошных воплей "ДИВЧЕНКИ, У КОГО АСЯ ЕСТЬ?????????".
Однако, пускай пока и не очень часто, но в чатах встречаются и истинные таланты. Я не буду приводить примеры удачных образов, ограничусь лишь замечанием, что творчество начинается еще на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой список: "О без Янь", "С+ равно де Бержерак", "Свиной творог", "Козе Байан", "Наемный самоубийца", "Застегнутый Врасплох", "Святой Врааль", "Приватьnick", "Замоченная скважина", "Виртрезвитель", "Обмороченная наворочка", "Самородина", "Брюз Вылез", "Мел с Гипсом", "Джон 3 вольта", "Похмелеон", "Хэ Мин Гуэй", "Экологическая Ницша", "Бедная Виза", "Клацающая Клава", "Статус Ква", "Летальный Исходец", "болгарин Рулон Обоев. Если же говорить о свободе творения пространства, то в качестве примера приведу следующий лог:
* Тиль: Goede middag!
* Тиль делает серь+зное лицо и улыбается глазами
* Теххи заворачивается в плед в гордом одиночестве и что-то бубня себе под нос, снова собирается засыпать...
* Тиль заслоняет креслом плакат "Все на выборы!"
* Теххи: Или: У меня есть специально обученная болелка :):)
* Теххи: Тиль: У тебя сегодня политически-бодрое настроение?
* Или одним глазом подглядывает в гордое одиночество, где сидит завернутая Теххи...
* Тиль выпускает на волю специально обученную лечилку и натравливает е+ на Теххи
* Теххи прикрывает от Или гордое одиночество ладошками - нечего, смылась, так не подглядывай :)
* Тиль: Теххи, отнюдь :-) Просто я сч+л, что призыв к выборам здесь будет неуместен :-)
* Или вешает на шею лечилке горшочек с м+дом.. теперь она похожа на маленькую Сару Бернар.
* Или: Или на сенбернара? :-)
* Теххи визжит, от ужаса взлетает на люстру, и оттуда спокойным истерическим голосом шепотом просит: "ТИЛЬУБЕРИЯБОЮСЬ!!!! !!":)
* Или встрепенувшись, спросонок требует изгнать торговцев из храма...
* Тиль доста+т из кустов случайно оказавшийся там тромбон и тихонько наигрывает "I know why (and so do you)"
* Или навостряет ушки...
* Теххи . мерно покачиваясь на люстре, с жалостью смотрит на плед и говорит
- "Точно, Тиль, призыв тут ни к черту"