В музыкально – исполнительском искусстве романтизм проявился в эмоциональной насыщенности исполнения, богатстве красок, в ярких контрастах, виртуозности (Паганини, Шопен, Лист). В музыкальном исполнительстве, как и в творчестве менее значительных композиторов, романтические черты нередко совмещаются с внешней эффективностью, салонностью. Романтическая музыка остается художественной непреходящей ценностью и живым, действенным наследием для последующих эпох.
… в изобразительном искусстве.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графики, менее отчетливо – в скульптуре. ( В архитектуре романтизм получил слабое отражение, повлияв главным образом на садово – парковое искусство и архитектуру малых форм, где сказалось увлечение экзотическими мотивами, а также на направление так называемой ложной готики.) В конце 18 – нач. 19 вв. черты романтизма в разной мере уже присущи: в Англии – живописным и графическим произведением швейцарца И.Г. Фюсли, в которых сквозь классицистическая ясность образов не редко прорывается мрачный, изощренный гротеск; живописи и графике (а также поэзии) У. Блейка, проникнутым мистическим визионерством; и Испании – позднему творчеству Ф. Гойи(1749-1828) , исполненному безудержной фантазии и трагического пафоса, страстного протеста против феодального гнета и насилия, в нем прослеживается попытка вырваться на свободу. Этот художник, однако, был столь самостоятелен и оригинален, что отнести его полностью к какому-нибудь направлению невозможно. Он начинал с портретов и жанровых сцен в духе рококо, в позднейших работах достиг беспощадной правдивости и создавал фантастические образы потрясающей силы.
Мрачные сцены времен французской оккупации Испании и народной освободительной войны против французов запечатлены в графической серии «Ужасы войны». Еще раньше он создал «Капричос» («Капризы»), где изображены такие мерзкие чудовища, какие только могли родиться в воображение испанца, выросшего в среде, полной предрассудков и запуганной инквизицией. Эти образы намекали на царившие в Испании произвол, власть инквизиции, безнравственность и невежество Во Франции – приподнято- взволнованным портретом, созданным Ж.Л. Давидом в период Великой французской революции.
Признанным главой школы с 1820-х гг. стал Э. Делакруа (1798-1863), создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом, особенно полно и ярко воплотивший тяготение романтизма к большим темам эмоциональной насыщенности образов, поиском новых выразительных средств в живописи. Одна из картин молодого художника, посвященная борьбе греческого народа за свою независимость – «Резня на Хиосе» получила презрительную кличку «резня живописи». В этом сказалась ненависть представителей официального искусства к проявлениям нового в художественной мысли. В 1830 г., когда во Франции поднялась новая революционная война, Делакруа откликнулся на события прославляющей революцию большой картиной «Свобода на баррикадах». Свободу в ней олицетворяет женщина с трехцветным знаменем в руках и в красном фригийском колпаке.
Картины Делакруа беспокойны, они выражают сильные страсти. Развивающиеся флаги, летящие конские гривы, стремительно несущие по небу тучи или клубы дыма, раздувающиеся на ветру одежды создают впечатление бурного движения. Свой подлинный стиль Делакруа нашел благодаря путешествию в Северную Африку. Увиденный там красочный жизненный уклад, яркое солнце, сильные контрасты света и тени, непривычные лица и одежды- все это было запечатлено в его картинах. Он писал арабских всадников на горячих скакунах, охоту на львов, женщин в гаремах. Во всех своих работах он свободно обращался с краской, часто использовал чистые цвета, особенно любил рядом с пылающе – красным ярко - зеленый. Трактовка цвета в живописи Делакруа стала примером для многих художников конца 19 века.
Романтизм в центре мироздания ставит человека. Человек в представлении романтиков является венцом процесса общемирового возвышения. В портрете главным для романтиков было выявление яркой индивидуальности, свободы, напряженной духовной жизни человека, движение его мимолетных чувств; отголоском человеческих страстей становится и романтический пейзаж, в котором подчеркивается мощь природных стихий. Романтики стремились предать образам мятежную страстность и героическую приподнятость, воссоздать натуру во всех ее неожиданных неповторимых проявлениях, в напряженной – выразительной взволнованной художественной форме.
Эпоха романтизма в литературе – эпоха стиха и стихотворцев, прозаичная речь не так легко завоевывала для себя место в романтизме; как правило прозаики были также стихотворцами, как Новалис, Тик, Гюго, В. Скотт.
Фихте выдвинул идею о возможности самомотивации индивида. Он считал, что человек является источником и причиной своих поступков , о которых он не обязан никому давать ответа. Эту идею Фихте романтики приняли с восторгом , потому что здесь они увидели источник свободы индивида его суверенности и независимости от филистерской среды.
Роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» решал те же задачи освобождения эмоциональности, свободного выражения своих чувств , раскрывал глубины субъективного внутреннего мира человеческого сознания и чувств, как и произведения Стерна и Руссо.
Романтики стремились строить свою картину мира на иррациональных основаниях, среди которых важнейшую роль они отводили свободе.
Пытаясь решить проблему свободы романтики последовательно «отрабатывали» ее на различноми материале : историческом, социально – культурном и художественном.
В отношении истории им казалось, что средневековье было той эпохой, когда человек был максимально свободен в своей жизни и деятельности. Жанр романа считался романтическим наиболее привлекательным и подходящим для осмысления эпохи средневековья. По словам Новалиса, роман «есть наглядное свершение , реализация идеи… рома есть история в свободной форме , как бы мифология истории»[6].
Кроме весьма любимого или жанра – романа – они высоко ставили поэзию и музыку как наиболее приспособленные для выражения свободы , текучих, неустойчивых состояний души и духа художника.
Чистый прозаик, подобный Гофману, был редким явлением; проза имитировала стихотворную речь, была тщательно организована в звуковом отношении, изобиловала по примеру стиха, метафорами, речевыми тронами и украшениями. Такова в особо вычурном виде романтическая проза у Шатобряна. Эпоха романтизма заканчивалась такими высоко значительными произведениями в стихах, как «Дон Жуан» Байрона, «Пан Тадеуш» А.Мицкевича, «Евгений Онегин» А.Пушкина. Это была мобилизация всех средств, доступных стиху; здесь стих соперничал со свободной повествовательной прозой, - последний раз, чтобы открыть ей дорогу, долгую дорогу, предстоявшую ей в эпоху художественного реализма.
В литературе романтизма тематика и философия всемирного зла – достояние таких жанров, как готический роман, как «драма рока»; она встречается и во многих произведениях Байрона, резко окрашивает творчество К.Брентано и Гофмана; в Америке она овладела Э.По и Н.Хоторном. Фигура «романтического злодея», человека черных помыслов и черных дел, возникало внутри этих жанров драмы и романа.
Романтики хотели найти историческую реальность, социальное тело, которое вмещало бы без оговорок красоту бесконечной жизни, индивидуальной свободы, вечной новизны. По несчастью их судьбы именно эти поиски и приводили подчас к самым жалким развязкам. Устремленный вперед, в будущее, они редко становились, однако, апологетами, провинциализма, средневековья, как оно сохранилось еще в политическом и общественном быту европейской нации.
В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом национального и личного самосознания , характерным для первого десятилетия после окончания Отечественной войны 1812, а также вовлечением русской литературы в общеевропейский идеологический и литературный процесс.
Еще в 10 – е гг. 19 в. в русской литературе складываются идейно – содержательного и стилевые тенденции, развивавшиеся позже в различные течения русского романтизма. Так, творчество Н. И. Гнедевича, П. А. Катенина, Ф. Н. Глинки,, ориентированно на просветительскую гражданскую традицию, предваряет в историко – литературной перспективе течение гражданского романтизма (политическая лирика А. С. Пушкина, поэзия К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, отчасти А. И. Одоевского, повести 20 – х гг. А. А. Бестужева). Поэзия В. А. Жуковского, сочетавшая предромантические и романтические элементы, стоит у истоков философско-психологического течения. В его же поэзии звучит и тема свободы.
Среди многих проблем, встающих перед исследователями поэзии Жуковского, на первом месте оказывается совершенно новый для русской поэзии той эпохи романтический принцип «самовыражения» поэтического «я», т.е. собственной свободы. В творческом воплощении Жуковского принцип этот явился той новаторской стороной художественного мышления русских поэтов XIX века, которая позволила им существенным образом обогатить мировую лирику новыми способами поэтического видения мира.
В начале XIX века ведущей темой русской лирики становится человеческая свобода (индивидуальность) во всем богатстве ее «развертывающегося» сознания. Когда В.Г. Белинский во второй главе цикла статей «Сочинения Александра Пушкина» формулировал свое определение романтизма: «…теснейшим и существеннейшем своем значении романтизм есть ничто иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца»[7], - то он имел в виду, прежде всего творчество Жуковского, «поэта стремления, душевного порыва к неопределенному идеалу»[8].