Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
Свобода – осознанная необходимость и действия человека в соответствии со своими знаниями , возможность и способность выбора в своих действиях. На познании и использовании объективных законов покоиться и свобода людей по отношению к природе, возрастающая по мере научного и технического прогресса.
Проблема свободы традиционно сводилась к вопросу , обладает ли человек свободой воли.
Свобода воли – философская проблема, которая при первой общей постановке формулируется как вопрос о свободе человека в своих действиях. Со свободой воли связана судьба высших духовных ценностей ; от ее решения зависит признание вины , ответственности , творчества ; она стоит в центре проблемы личности.
Проблема свободы встает, прежде всего, как практическая проблема – в связи с вопросом об ответственности человека за его действия. Допущение свободы воли есть необходимое основание нравственности , условие возможности вменения. Если человек не мог поступить иначе , чем он поступил , если каждое его действие необходимо, т. е. строго обусловлено и исключает возможность выбора, то ему нельзя это действие вменить в вину или поставить в заслугу – здесь всякая нравственная оценка неправомерна и излишня. Свобода воли выступает как возможность различных действий, как свобода выбора. Но последнее возможно лишь в том случае, если понятие свободы рассматривается не только в качестве отрицательного, но и как положительное, что означает иной, отличный от природной причинности способ существования бытия, и приводит к антиномии свободы и необходимости. Таким образом проблема свободы воли, первоначально сформулированная как вопрос о свободе человека в своих действиях, В своих действиях, превращается в вопрос о не обусловленности воли из вне в качестве конечной причины.
Свобода воли выступает как понятие тесно связанное с понятием знание. В определении свободы «познанной необходимости» смысловым стержнем является понятие по знаниям, при помощи которого можно осуществить сознательное и планомерное господство человека над природой над общественными отношениями. Иначе говоря, свобода выступает здесь как состояние индивидов, овладевших объективными закономерностями на основе их познания и практического использования.
Представление свободы как “осознанной необходимости”, на мой взгляд, ведет к тому, что человек уподобляется физическим предметам, подчиняющимся только неумолимым законам природы. Только понимание свободы как потенциальной способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев пишет: “Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства”[1].
Идея свободы личности у Н.А. Бердяева окрашена прямо противоположными настроениями: трагизмом и решимостью совершить “революцию духа”, переживаниями одиночества и порывом к всепобеждающей соборности, чувством падшести бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.
Свобода всегда конкретна и относительна. В зависимости от объективных условий и конкретных обстоятельств люди могут обладать свободой или даже быть лишены ее ; они могут обладать свободой в ордних сферах деятельности и быть лишены ее в других ; наконец , и степень их свободы может быть весьма различной – от свободы в выборе целей через свободу в выборе средств до свободного приспособления к действительности.
«…Личная свобода существовала только для индивидов, развивавшихся в рамках господствующего класса , и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса»[2].
На протяжении всей истории человечества борьба людей против кастовых, сословных, классовых и др. социальных ограничений своей свободы, в какие бы идеологические формы она ни облекалась, была движущей силой общественного прогресса. На протяжении веков требования свободы и равенства были взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по – разному.
Человек никогда не сможет выйти за пределы своих физических и духовных способностей, а также исторических ограничений свободы общества; однако его индивидуальная свобода может быть умножена благодаря индивидуальной свободе солидарных с ним остальных членов такого общества.
Общая характеристика культуры романтизма
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.
В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.
Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности.
Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.
Термин романтизм имеет долгую историю. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую героическую песню- романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях – романы. В XVII веке эпитет «романтический» служит для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В XVIII веке это слово входит в литературный обиход Англии для обозначения литературы Средневековья и Возрождения .
В конце XVIII века в Германии и в начале XIX века во Франции, а также в ряде других стран (Италия ,Польша, Россия) слово «романтизм» становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Сами участники нового литературного движения предали слову «романтизм» значение термина, и он прочно закрепился за молодым искусством.
Однако уже первые теоретики романтизма трактовали этот термин и по-другому, расширив его топологическое значение. «Подлинным содержанием романтического, - писал Гегель развивая идеи теоретиков немецкого романтизма, - служит абсолютная внутренняя жизнь, а соответствующей формой – духовная субъективность, постигающая свою самостоятельность и свободу».[3]Термин «романтизм» обрел, таким образом, еще более широкое, нравственно-философское истолкование.
В России оно своеобразно переломилось. У В.Д. Белинского, который распространил понятие романтизма на всю историю духовной жизни человечества: «Романтизм-принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии: его источник в том, в чем источник и искусства, и поэзии - в жизни…В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. В груди и сердце человека; чувства, любовь есть проявление или действие романтизма, и потому почти всякий человек-романтик». Сфера романтизма - «таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазию»[4]. Трактовка Белинского оказала сильное влияние на советскую литературу и критику.
Так как само понятие романтизм возникло в связи с определенным литературным направлением и получило в нем наиболее полное воплощение, то в центре изучения проблемы романтизма стоит конкретное историческое явление: романтизм литературы конца XVIII – первой половины XIX веков.