.
494* год - На сцене Афинского театра поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета".
По инициативе Фемистокла на сцене Афинского театра была поставлена трагедия Фриниха "Взятие Милета". Страшные сцены гибели прекрасного города, страдания жителей, оплакивающих своих близких, сцены насилия и порабощения потрясли зрителей, убедили их, что угроза нападения со стороны Персии вполне реальна.
Благодаря этой постановке Фемистокл завоевал доверие многих своих сограждан, и вскоре он был избран в архонты.
480 год - Первое состязание авторов комедий.
Впервые в театральные игры введены состязания авторов комедий. Позже время от времени государство пыталось ограничить свободу творчества комедийных поэтов, но афинский народ, особенно афинские земледельцы, отстаивали свой любимый театр. Яркие декорации, полосатые костюмы актеров, карикатурные маски, фантастические наряды хора - все это представляло полную противопложность торжественной и строгой комедии с ее пафосом, с трагическими коллизиями героев.
Сюжеты комедий берутся, как правило, из современной поэту действительности. Часто на сцену выводятся политические деятели Афин. Политическая карикатура является основным методом борьбы поэта с его политическими врагами.
Структура комедии обычно не сложна: она начинается с пролога, вводящего зрителя в основной курс событий, затем - вступление на сцену хора и актеров (парод), далее состязание комических героев друг с другом в бурном споре, изобилующем выпадами и комическими эффектами. После этого действие прерывается интермедией (парабаза),когда на сцене остается лишь хор, исполняющий песни. Вторая часть состоит из целого ряда отдельных коротких сцен, заканчивающихся уходом со сцены актеров и хора обычно с песнями и танцем.
475-450 - Расцвет творческой деятельности скульптора Мирона.
Мирон прославился изображениями атлетов-победителей на соревнованиях; сохранились копии его "Дискобола" и отдельных фигур скульптурной группы, изображающей Афину и Марсия. В "Дискоболе" Мирон запечатлел наиболее характерный момент в движении атлета, мечущего диск. Гриппа "Афина и Марсий" отличается тонкостью психологической характеристики каждого из этих образов.
473-472 года - "Персы", трагедия Эсхила.
Эсхил - "отец трагедии" происходил из знатного рода. Он является современником греко-персидских войн, и, кроме того, участвовал в битве при Саламине, которую позднее описал в трагедии "Персы". Эта трагедия отражает торжество афинян, и содержит подробное описание Саламинского сражения. О битве в трагедии рассказывает персидский вестник, которого по ходу действия пьесы послал персидский царь Ксеркс в Сузы к своей матери рассказать о поражении персов. Трагедия была поставлена в Афинах в 473 году. При постановке этой трагедии были впервые созданы перспективные декорации. Их авторство приписывают Агафарху, афинскому художнику.
470-458 года - Расцвет творчества Эсхила.
Расцвет творчества Эсхила попадает на период развития и укрепления афинской демократии. Именно в это время написаны самые знаменитые его трагедии. К сожалению, из 90 трагедий, автором которых является Эсхил, до нашего времени дошли только 7.
Несмотря на использованные в этих трагедиях мифологические сюжеты, Эсхил откликается на октуальнейшие вопросы своего времени. Так, основной темой трилогии Эсхила "Орестея", состоящей из трагедий "Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды", служит борьба между гибнущими материнским и побеждающим отцовским правом. Содержание этой трилогии сводится к следующему. Клитемнестра вместе со своим возлюбленным Эгистом умерщвляет своего мужа Агамемнона, вернувшегося после взятии Трои. Мстя за смерть отца, сын Клитемнестры Орест убивает свою мать и ее любовника. За это его преследуют богини мести, змеиноволосые Эринии. Блюстительницы старинных начал матриархата, они не считают виновной Клитемнестру, ибо "чужим по крови был убитый ею муж". А на стороне Ореста новые боги - Аполлон и Афина, поправшие "скрижаль старинных правд". В конце концов Афине удается "преклонить одичалых богинь неподатливый гнев". Учреждаемый ею ареопаг оправдывает Ореста. Превратившись в благих Эвменид, Эринии остаются в Афинах - становятся их богинями-покровительницами.
В трагедии "Прометей прикованный" Эсхил в лице Прометея дает образ мужественного борца против богов-тиранов, за счастье человечества. Здесь особенно ярко у Эсхила проявились черты художника-гуманиста. Искра божественного огня, зажженного на земле Прометеем, стала огнем человеческой творческой мысли. Эсхил преобразил миф о Прометее в величественную трагедию борьбы разума за культуру и справедливость.
Трагедии Эсхила еще написаны в приемах полуэпической хоровой лирики, но в этой области Эсхил проявил себя новатором. В старой трагедии главным действующим лицом был хор, который вступал в диалог с единственным актером. Эсхил впервые вывел одновременно двух актеров и тем самым создал независимый от хора актерский диалог, который затем стал быстро развиваться за счет хоровой части. Кроме этого, трагедия обязана ему введением торжественных полужреческих одежд для героев и хора, применением первых сценических эффектов.
Также во время постановки одной из трагедий Эсхила были впервые использованы особые приспособления, энкиклемы, которые давали возможность показывать богов и героев, парящих в воздухе и своим появлением вносящих в действие неожиданную развязку.
Последующее развитие театрального искусства происходило настолько быстро, что афинянам конца 5 века - начала 4 века Эсхил по сравнению с Софоклом и особенно Эврипидом представлялся уже поэтом далекого прошлого. Но он навсегда останется в истории "отцом трагедии" и величайшим драматическим гением, каких только рождало человечество.
460-440 года - Творения живописца Полигнота.
Произведения Полигнота оказали огромное влияние не только на живопись, но и на скульптуру. Из фресок Полигнота, украшавших так называемый "Пестрый портик" в Афинах, не сохранилось ни одной: они известны нам лишь по позднейшим описаниям. Полигнот впервые создал сложные многофигурные композиции, используя наиболее драматические сюжеты греческой мифологии и истории. Известное представление о композиционных и изобразительных приемах Полигнота дает краснофигурная вазовая живопись. Расписывавшие эти вазы художники, несомненно, руководствовались образами живописи Полигнота.
450-420 года - Творческая деятельность Поликлета.
Поликлет был выразителем строгих дорических идеалов. Он пытался установить систему математически точных пропорций человеческого тела, изложив эту систему в особом теоретическом трактате "Канон". Хотя популярность Поликлета была очень велика, некоторые современники уже упрекали его в однообразии. Из его творений до нас практически ничего не дошло.
440 год - Учреждение феориконов.
Периклом была учреждена особая театральная касса - феорикон. В этой кассе все желающие могли получить жетоны на право прекращения работы в дни театральных игр для посещения театра. Также в этой кассе наиболее бедные граждане могли получить необходимую сумму для посещения театра.
440-431 года - "Антигона" Софокла.
Творчество Софокла началось уже после бурного периода греко-персидских войн. Экономическое процветание и превращение Афин в культурный центр Греции наложили неизгладимую печать на все творчество Софокла. Его трагедии часто сравнивают по совершенству с пластическими произведениями Фидия. В них сила человеческого духа торжествует над непрочным и кратковременным физическим существованием человека. В своих трагедиях Софокл раскрывал внутреннюю сущность идеального человека, каким может стать каждый гражданин, стремящийся к справедливости, к подлинной красоте внутреннего мира.
Красоте атлета, которая ранее считалась идеалом гражданина, Софокл противопоставляет обаяние глубоко чувствующего и мыслящего человека, сочетающего в себе красоту телесную с красотой внутреннего мира, причем этот человек - не только мужчина. Впервые в трагедиях Софокла женщина выступила наравне с мужчиной. Незабываемые женские образы, созданные Софоклом, образы Иокасты, Исмены и особенно Антигоны, живут вне его трагедий как символы красоты, доброты и твердости человеческого духа в его обаятельно-мягкой и женственной форме.
В трагедии "Антигона" происходит столкновение двух разных моральных принципов: законов государства о гражданском долге с моральными законами семьи, долгом сестры похоронить брата, даже если это повлечет для нее государственную кару.
Каким бы ни было преступление Полиника, он - брат Антигоне. Поэтому спокойно и гордо идет Антигона на мучительную смерть, но выполняет свой кровный долг, долг любви к брату. Именно по этому хор поет восторженный гимн величию человека: "Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет !".
440-430 года - Строительство Парфенона.
Парфенон представлял собой храм, окруженный со всех сторон колоннадой: с фасадных сторон по 8 колонн, с продольных по 17. Внутри помещение храма разделялось глухой стеной. В западной его части помещались первоначально предметы культа, а позже государственная казна, в восточной части находилось помещение со статуей богини Афины. Скульптурные работы, украшавшие Парфенон, были выполнены крупнейшим скульптором Фидием или непосредственно под его руководством.
Одновременно с Парфеноном были построены Пропилеи (вход). Строились они под руководством архитектора Мнесикла.Пропилеи представляли собой мраморную лесницу, по обе стороны которой были постройки, открывавшиеся на лестницу колоннами. Пропилеи не имели никаких скульптурных украшений. Ничто не должно было отвлекать внимание поднимающихся на Акрополь людей от предстоящего созерцания Парфенона.
Перед южным крылом Пропилеев был построен небольшой изящный храм Афины Ники или храм "Бескрылой победы".