Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по курсу "Культурология" (стр. 2 из 3)

Проблема взаимодействия культур

Лихачев: “Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами...”

Ассимиляция может происходить натуральным путем, но она часто бывает насильственной.

Транскультурация - один народ, живший в одном месте, переселяется + ссылки и т.д. (например, США).

Лекция №4. Художественная культура и ее особенности

Худ. культура шире, чем искусство (+дизайн), но искусство - центр жизни.

Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры, одна из форм духовного, художественно-образного освоения действительности.

Между искусством и культурой есть масса аналогий. Искусство создает "2ую реальность". Артефакт - важнейшее понятие культуры - все созданное человеком. Отличие рукотворного от боготворного. Бог-творец - artifex mundi. Мыслительные аналогии привели к тому, что культура - рукотворная.

Искусство не является жизнью, оно лишь воспроизводит структуру бытия, человеческую жизнь. Произведение существует в восприятии. Язык культуры - знаковая система. Важное средство - образ. Всякий образ отчасти символ.

Искусство - это вымысел, некоторое допущение, которое помогает проникнуть в некие глубины жизни, в которые нельзя проникнуть с помощью логики. Напр., оригинальность художника как выявление природы предмета. Искусство - самовыражение и самоосознание культуры.

Синкретизм (нерасчлененность) первобытной культуры. Есть неделимое единство культуры и религии, формальное единство обряда и мифа. В нем существуют науки, религия и искусство. Но здесь миф является доминирующим - это синкретическая форма.

Части синкретического целого становятся самостоятельными, но синкретическая природа сохраняется.

Искусство - мышление в образах, оно ставит перед нами вместо абстрактной сущности конкретную ее реальность. Образ является отражением действительности в мышлении. Она преображается в нашем сознании, появляется 2 реальности.

Образ - категория искусства: абстракция отвлекается от единичного, конкретного, частного случая.

О произведении искусства - нельзя отличить свое отношение от предмета искусства. Человек в редкое мгновение похож сам на себя. Человеческая реальность редко проявляется во внешней реальности.

Образ - не рупор идей, не волевое преобразование действительности. Искусство рождается из таинственной области мирового бытия. Не является ли вдохновение божественной благостью?

3 слоя искусства:

-1 слой: внешняя материя. Поэзия - язык, живопись - краски, цвета, театр - слова, скульптура - мрамор и т.д. Материя чрезвычайно важна. Чтобы создать произведение искусства необходимо знать законы данного материала.

-2 слой: уровень художественного образа. Живопись - цветы. У этого уровня свои законы. Нельзя, например, все писать акварелью. Также существуют разные законы, напр., закон перспективы. Если не знать законов, невозможно придать смысл произведению.

-3 слой: смысл, замысел (в любой части произведения). На образе сказывается общий смысл. Нельзя понять высшего смысла, если не видишь этой вертикали, применительно к опр. виду произведения.

Внешняя материя является формой по отношению к образу, который является формой по отношению к смыслу. Образ - факт идеального бытия, материально закреплен. Материя очень важна.

Утилитарность и полезность

Садовник - вишня - чтобы съесть. Художник - вишня - как образ, нет утилитарного значения. В некоторых произведениях утилитарного значения вообще нет.

Произведение не принадлежит автору.

Искусство воздействует не только эмоционально. Гете: "Я познавал, жил и чувствовал, что мое существование множилось на бесконечность".

Лекция №5. Эстетика

Эстетика - наука о прекрасном, об эстетическом творчестве людей. Искусство - высшее проявление. Способность судить о красоте. Искусство - вещь очень сложная. Эстетика изучает субъективные формы и отношения.

Aisthesis - чувства, ощущения, связана с чувственным восприятием. Научное знание - отвлеченная мысль. В XIX веке - абстракция, классификация.

Эстетика возникла в IV-V вв. в Древней Греции. Наука эстетика возникла в 1735 г. - немец Баугартен (теория чувственного познания). Красота - как совершенство чувственного познания.

Важнейшие категории эстетики

1) Прекрасное - определяется по-разному, в зависимости от религии, философии. Что первично: идеальное или материальное? Оно может быть объективно и существовать в реальной действительности. Это некие объективные свойства самой действительности. Прекрасная сущность у нас в голове. Наше отношение ко всему через преломление того, что мы думаем.

Внешний мир как космос (Демокрит, Гераклит). Стройность, упорядоченность, симметрия - они превращались в критерии прекрасного. Человек творил подражая космосу.

Сократ - прекрасное как полезное, целесообразное в человеческой деятельности.

Платон - стройная концепция. Весь чувственный мир - копия, отражение мира идей, общих, абстрактных понятий. Истоки прекрасного в мире духовных сущностей. Искусство подражает миру чувств, оно - копия копии. Его познавательная ценность = 0. Искусство излишне в гос-ве.

Аристотель - говорил, что прекрасное находится в космосе. Искусство - подражание природе, зак-тям космоса, аналог реального мира.

Познание, узнавание - эстетические категории, путь к гармонии в человеке. Эстетическое наслаждение зависит от узнавания.

Безобразное - дисгармония, асимметрия.

Одни и те же предметы могут быть и прекрасными, и безобразными в зависимости от соотношения.

2) Трагическое - комическое: антиномии сущего и должного рождают трагическое.

Антиномия между миром свободы (личн.) и природы, между сверхчувственным и чувственным. Трагическое присуще Вселенной.

В мире всё трагично для человека по своей сути (Кант). Противоречие между свободой и необходимостью (Гегель) Катарсис.

Комическое связано со смехом, с нарушением меры внутренней гармонии. Это оценочная категория. Несоответствие внутреннего и внешнего в человеке. Комедия (?) - радость, наслаждение бытием.

Лекция №6. Культурологические концепции

До середины XIX в. культурология развивалась в рамках философии и истории.

Гегель (1770-1831) – объективный идеалист.

Существует некий мировой дух, мировой разум, который развёртывает свою сущность в реализации самого себя. Он воплощается в культурологии в судьбе народа.

Развёртывание мирового разума – развитие культуры, он определяет историю. В основе бытия – разум, мысль.

Развитие культурологии во всём мире приобретает целостность, единое развитие.

Свобода – важное свойство духа. Время проникновения свободы в человеческие отношения – составляет её историю. После реформации человек – абсолютно свободный деятель.

Сущность духа – мышление. Искусство – в подчинении. Оно получает своё подлинное подтверждение в науке.

3 этапа в развитии культурологии:

1) восточный (нет свободы);

2) греческий (появление свободы);

3) христианский.

В XX в. возникает ощущение кризиса культурологии.

Параметры кризиса культурологии:

1) культурология возникла как культурология гуманизма Ю осознание самоценности человеческой личности. В кризисе – человеческая личность стала отчуждена от природы, подчинена технике. Человек стал отчуждён от себя Ю тотальное отчуждение.

По Гегелю логика и разум способны на многое, но в XX в. их уже недостаточно. В оплощение кризиса – WW1, торжество техники над человеком.

Возникают философско-научные школы, утверждающие, что разум и рациональность не могут привести к истине. Появляется акцент на интуиции.

Религия, искусство, интуиция – источники познания.

Ницше (1844-1900) – рубежная фигура. Ницше – поэт, по произведениям в форме эссе. «Вся европейская культурология направлена к катастрофе». Ницше – философ декаданса. «Бог умер» – <...> культурологии, смерть ценностей.

Философия жизни, жизнь – хаос. Всё, что близко к жизни, то адекватно. Искусство адекватно. Фантазия – важный элемент выживания.

Концепция сверхчеловека: воля к жизни и воля к власти господствуют. Через систему воспитания и самовоспитания мы можем преодолеть свою ограниченность и уменьшить свой биологический вид. Культурология непроницаема, постоянное развитие двух начал: дионисийского и аполлонского.

Шпендлер: нет единой мировой культуры. Есть различные локально-исторические культуры, у каждой своя судьба. У человечества нет идей или плана. Важно пространство. Он – идеалист. Он против мир. волн. Существует иррациональная душа. Каждой великой культуре присущ свой язык мирочувствования.

У каждого своё искусство, своя природа, своя судьба.

Культура – внутреннее единство в форме мышления, стилистическое единство в религии, политике.

Средства постижения культуры поддаются аналогии.

8 локально-исторических культур:

1) египетская;

2) вавилонская;

3) майя;

4) греко-римская;

5) арабская;

6) индийская;

7) китайская;

8) западноевропейская.

Эти культуры не могут внутренне взаимодействовать.

Периоды детства, зрелости и смерти.

Западноевропейская культура на рубеже XIX-XX вв. на стадии смерти.

Душевная противоположность античной и западноевропейской культур. Телесность и пластичность противопоставляются бестелесности, обесплоченности. Гёте (Фауст) – обесплоченный разум.

Критик гегелевской системы, идеи центральности европейской культуры. Критик евроцентризма.

Гуманистическая направленность. Ценности культуры существуют до тех пор, пока существуют носители культуры.

Лекция №7. Культурологические концепции (продолжение)

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог и психиатр, автор психоанализа. Его концепция рождалась из его врачебной практики. Фрейд полагал, что человеческому самомнению были нанесены 3 удара: