Кому не известны акварельные краски! Коробка с разноцветными плиточками, круглыми баночками или тюбиками. Смочишь водой мягкую кисть. Наберешь в нее краску. Потом коснешься бумаги — и загорится веселый мазок. Еще мазок, еще... Постепенно получается изображение. Веселую синеву небес, кружева облаков, пелену туманов лучше всего передать акварелью. А как она кстати, когда нужно изобразить заход солнца, бегущие волны, густеющие сумерки! Сказочные цветы, подводное царство, космический пейзаж. Акварельные краски отличаются прозрачностью, нежностью, сочностью. Но они могут быть и очень яркими, глубокими.
Акварелью можно написать сложную композицию. И выразительный портрет. И натюрморт. Однако не все так просто. Чтобы понастоящему овладеть техникой акварели, надо учиться. Долго, серьезно. Мастерство рисунка, чувство цвета, глазомер — без этих качеств акварелисту не обойтись.
Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно — один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно — сразу точно показать и форму, и цвет предметов. А испорченное место исправить почти невозможно. Работа выйдет тусклой, невыразительной. Очень важно, чтобы бумага была белой и чистой, лучше с "зернистой" поверхностью. Даже самые замечательные краски не выручат, если бумага плохо проклеена, засаленная, грязная. Для работы акварелью попытайтесь найти беличью или колонковую кисть. У нас было и есть немало прекрасных акварелистов. Среди них — С. В. Герасимов (1885—1964). Его пейзажи великолепны: леса и реки, тяжелые от влаги сизые тучи, холмы и долины, освещенные солнцем. Писал он и всевозможные бытовые сценки. Живописец говорил начинающим акварелистам: "Окружающая нас жизнь дает бесконечно много тем для художника. Бескрайние поля золотистой пшеницы, зеленые луга, сенокос, путешествия ребят по родному краю — интересно изобразить это все на бумаге! А какое богатство красок в природе! Никакая фантазия не придумает таких необычных цветов, какие вы наблюдаете, например, при закате солнца". Виртуозно владел акварельной живописью известный художник А. В. Фонвизин (1882—1973). Он писал по влажной бумаге изящно, легко, смело, сочно. Часто художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем, тушью, сангиной. Однако в этом случае обычно теряются ее неповторимые качества — прозрачность, звучность, светоносность.