Дипломная работа по парикмахерскому искусству
Введение
Профессия парикмахера, как и любая другая, требует определенных качеств: аккуратности, смелости в принятии решений, уверенности в себе, способности выполнять монотонную кропотливую работу и любви к творчеству. И если вы решили стать парикмахером, то, несомненно, вы должны развивать в себе эти качества.
Если вы пришли к выводу, что в себе нужно что-нибудь поменять, - начните с прически. Так часто поступают многие женщины и редко поступают мужчины из-за того, что не привыкли следить за своей внешностью, а зря.
Часто мужчины говорят, что им нечего менять, многие зачесывают длинные волосы на образовавшуюся лысину и переживают, если она вдруг становится видна.
Если вы не знаете, что в себе изменить, - спросите людей, которые к вам хорошо относятся. Часто лысеющее темя делает мужчину солиднее и добродушнее на вид, привлекая внимание женщины, а лысина, прикрытая волосами, - отталкивает.
Не многие, изучающие парикмахерское искусство, становятся первоклассными мастерами, но стрижка-это очень увлекательный процесс, тем более что материал для работы всегда рядом, постоянно растет и меняется.
История парикмахерского искусства
Уже первобытный человек вынужден был выполнять простейшие парикмахерские процедуры. Длинные волосы, которые мешали ему, он завязывал в пучки, подрезал их ножом или обжигал над огнем. Найденные археологами кремниевые бритвы подтверждают то, что наши предки сбривали «растительность» на лице еще в каменную эпоху.
Древний Египет
Египтяне в древности носили парики. Тщательно заплетенные в косички пряди волос были подстрижены на одном уровне, ниже ушей (первое каре), челка или косички убирались назад, укреплялись на голове с помощью обручей или диадем, применяли гребни, заколки.
Парики из дорогостоящих материалов были достоянием жрецов, а впоследствии и представителей господствующих классов.
Модный цвет – темно-коричневый или черный. Применяли растительный краситель – хну.
В книгах Ветхого Завета длинные волосы означали мужскую красоту и силу. Секрет могущества Самсона заключался в его волосах, и, лишившись их, Самсон лишился силы. Облик царевича Авессалома – это юноша с пышными густыми волнистыми волосами. Мужчины носили длинные, зачесанные назад волосы. На лбу укладывали их в спиральные локоны, а возле ушей и шеи – в кольца.
Древняя Греция
Считается, что Древней Греции парикмахерское искусство было наиболее развитым. Слово «косметика» греческого происхождения и означает «искусство украшать».
Греки знали много секретов целебных косметических средств, в стране господствовал культ человеческого тела, прически выполнялись искусно и с большой тщательностью: и женщины, и мужчины применяли различные методы плетения прядей волос и завивок на железные стержни, которые называли каламисами, а выполнявших эту работу мастеров называли каламистрами.
Делались прически долго, поскольку были сложны в исполнении, при этом пользовались растительными ароматизированными порошками с оттеночными эффектами.
Древний Рим
В императорском Риме очень высоко ценились светлые волосы и светлые парики. В моде была крутая завивка, которая затем еще и начесывалась. Тех, кто не мог похвастать роскошными волосами, выручали парики.
Было изобретено средство для изменения цвета волос: из темного – в светлый. Секрет его изготовления не сохранился и не разгадан.
Со временем мастера Древнего Рима определили свой стиль: прически, носившие прежде греческий характер, стали отличаться большей лаконичностью, сжатостью форм, разнообразием.
Позже римляне стали стричь волосы: мужчины носили аккуратные короткие стрижки, брили усы и бороду. Бороды отращивали только в знак траура.
Эпоха европейского средневековья (V-XIV вв.)
Парикмахерское искусство в это время развития не получило. Мужской стиль – это гладко зачесанные назад и убранные в пучки волосы, свободно растущие борода и усы.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)
Совершенно другая эпоха, изменившая все: жизнь, философию и психологию людей, искусство, стиль архитектуры…
Парикмахерское искусство получило новое развитие. Происходит возврат к наследию античности, прически вновь становятся сложными.
Мужской стиль – это волосы длиной до плеч, уложенные валиком, обрамляющим лицо и шею, борода и усы сбриты.
Эпоха стиля барокко (XVII-сер.XVIIIвв.)
С середины XVII века зарождается новый художественный стиль – барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники «жабо» требовали причесок большого объема.
Вторая половина XVII века – это времена Испании. В сложных прическах нередко блестят золотые и серебряные локоны.
Мужской стиль этого времени – это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды.
После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей моды. Это век парика, который стоит целое состояние.
Эпоха стиля рококо (первая половина XVIII века)
Парикмахерское искусство стало иметь большое значение. Были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. Уменьшившаяся было в начале рококо высота прически, растет как на дрожжах. Парикмахеры ценятся на вес золота.
Эпоха классицизма (XVIII- нач. XIXвв.)
В моду проникает классицизм, культ античности, греческий вкус и римский дух. Со второй половины XVIII века прически становятся более простыми и естественными. Локоны были обязательны.
Эпоха стилей ампир (1800-1815 гг.) и бидермейер (сер. XIX.в.)
В 1800 году во Франции появился стиль ампир, характерной чертой которого было использование различный приемов для выполнения локонов: круглых, спиральных, плоских и т.д. Мужчины носили пряди средней длины, зачесанные к лицу.
После поражения Наполеона пришло время стиля бидермейер. Мужчины носили бакенбарды, локоны у основания лба, высоко оформленную челку, не прикрывающую лоб.
Неповторимый стиль этой эпохи возродил искусство выполнения сложных причесок с использованием окраски волос и обесцвечивания с применением перекиси водорода, щипцов для горячей завивки и др.
Мода конца XIX- начала XXвв.
Буржуазная революция 1848 года ознаменовала начало развития капитализма. Франция вновь обрела влияние в области моды.
Мужская мода конца XIX- начала XX века представляла собой короткий прямой пробор и тщательно выбритую форму усов и бороды, зачастую раздвоенную к низу.
В 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, в 1884-1885 годах он же довел до совершенства изобретенный немцем Фишером метод завивки волос с применением химических средств.
В эти годы снова увлекаются париками самых различных цветов.
Химическая завивка появилась в 70-е годы.
Окраска волос достигла совершенство. Вместо жестких красителей все чаще используют оттеночные шампуни.
Развитие парикмахерского искусства в России
Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена.
В Древней Руси самая распространенная, если не единственная мужскаястрижка, просуществовавшая не один век, называлась “ под горшок”. Обязательным дополнением к ней были борода и усы. За этим следили специальные люди.
С воцарением Михаила Федоровича – первого царя из дома Романовых (XVIIвек) – во внешнем облике царствующих князей сохранялись богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные, волосы средней длины.
Причесыванием в богатых домах продолжали заниматься дворовые люди, они стригли, брили, завивали носпод на мужской половине дома. Городское население пользаовалось услугами брадобреев, которых стали называть цирульниками. Они работали в банях, ноне только стригли и брили – при надобности ставили пиявки, пускали кровь.
С реформами Петра Iв России начались решительные перемены и в области костюма и прически. Сначала, по указу Петра в 1698 году, сменили платье на немецкое. Затем всем было велено придерживаться французской моды. В 1701 году петровский указ гласил,. Что все должны, кроме крестьян и духовенства, «надеть кофтаны венгерские не позже как к Масленице», а также сбрить бороды. В 1702 году второй указ строго перечислял всех, кто должен иметь модный покрой европейского платья. За нарушение – огромный штраф. Был введен специальный «бородной знак» – за то, что владелец, заплатив пошлину, отсрочил сбривание бороды еще на время. У городских ворот были выстроены специальные будочки для наблюдателей за выполнением указа. Старинные формы причесок сохранились только в купеческой и старообрядческой среде, а также среди крестьянства. В те годы начали носить парики. Появились специальные модные журналы, руководства, пространно объясняющие, как надо «прибрать свою особу» перед выездом на ассамблею или на бал. В 1762 году «бородные знаки» были отменены. При дворе Екатерины II борода была окончательно изгнана, но ее продолжали носить купцы, городские ремесленники, торговцы, крестьяне.
Оживленная торговля с Европой, проникновение модных течений в Россию помогли созданию отечественного парикмахерского искусства. Еще Петр I приказывал всем придворным надевать парики. Парики привозили из Франции, платили за них дорого, но, чтобы не вызвать на себя гнев царя, все старались обзавестись европейскими новинками. Парики были большие, неудобные, часто вызывали шум в ушах и головную боль.