Такой тип самый распространенный в Древней Руси ,называется Богоматерь Одигитрия ( по-гречески-путеводительница).Согласно византийскому сказанию ,первая подобная икона привела двух слепцов в храм Богоматери и там исцелила их от слепоты .Этот тип существует во множестве вариантов изводов .
Один из самых известных русских изводов Одигитрии Богоматерь Одигитрия Смоленская ,или просто смоленская . Младенец сидит на левой руке Богоматери (справа от нас ) ,обращенный лицом к молящимся ;он больше похож на взрослого правителя ,властелина, чем на маленького ребенка .Это впечатление усиливается высоким лбом и царственным жестом ,которым Христос благословляет стоящего перед иконой .В левой руке ребенок держит свиток Священного Писания, опираясь им о колено .Фигура маленького Христа полна энергии. Он может и помогать ,и наказывать в зависимости от благочестия или грехов предстоящего ему челевека.
Согласно древнему сказанию, Одигитрия Смоленская была одной из икон, написанных евангелистом Лукой.
В 10-11вв ее привезла на Русь какая-то византийская принцесса - или невеста князя Владимира, крестителя Руси, или дочь императора Константина Монахам. Внук Константина, Русская князь Владимир Монах, построил в Смоленске большой сабор и отдал в него материнскую икону..
Когда к Смоленску подошли войска Батыя, служивший смоленскому князю римский воин Меркурий услышал от иконы голос, который повелел ему идти на бой с татарским богатырем-исполином. Голос предсказал ему победу в поединке, но и мученический венец.
Меркурих одолел противника и перебил еще множество татар, но когда он лег отдохнуть и уснул, уцелевший татарин подкрался и отрубил ему голову Сказание повествует, что по воле Божией Муркурих встал, взял отрубленную голову, пришел в храм, где стояла икона..
Смоляне благодарные ему за спасение города, похоронили его в храме и причислили к лику святых..
В конце 16в икона оказалась в Москве. Возможно ее принес туда последний смоленский князь, изгнанный литовцами из своего княжества. В Москве его приняли с большим почетом и поместили в Благовещенские собор Кремля домовый храм московских великих князей. однако спустя пол века за иконой явилось целое посольство: жители Смоленска не хотели расставаться со своей святыней..
Князь Василий II Темный посочувствовал горожанам и отдал им икону, хотя Смоленск в то время входил в состав Литовского княжества.
Чудотворную святыню торжественно проводили за город, а на месте расставания с ней в последствии основали Новодевичий монастырь с главным собором Богоматери Смоленской. Туда была передана копия - список с подлинной иконы.
Еще раз икона посетила Москву в 1812 году, во время нашествия Наполеона.
В день Бородинской битвы крестный поход с иконой Одигитрии Смоленской обошел вокруг Кремля и Белого города, а русские войска, прежде, чем вступить в сражение, молились перед списком чудотворного образа, также вывезенным из Смоленска. По свидетельству очевидцев, во время молебна в небе появился орел.
Это истолковали как предсказание благополучного исхода войны.
Икона Одигитрии Смоленской пропала из собора в 1941 году. Ее древняя живопись находилась под многочисленными поздними слоями записей, но суды по строгости иконографического типа, по благородным очертаниям головы младенца, эта икона действительно могла иметь греческое происхождение и принадлежать кисти выдающегося мастера.
К типу Одигитрии пренадлежит также Икона Богоматери Тихвинской. При этом она заметно отличается он Смоленской: младенец повернут в профиль, левая ножка согнута и подвернута, а благословящий жест обращен не к молящимся, а к Богоматери. Мать немного склонилась к сыну, в то время, как Богоматерь Смоленская сидит выпрямившись.
Легенда гласит, что эта икона явилась в воздухе близ города Тихвина, испуская яркое сияние. По молитве жителей она спустилась вниз, и на месте чудесного явления тет же начали строить церковь.
Однако на утро Тихвинцы не наши ни сруба, ни иконы: они перенеслись на две версты в сторону. Там и отстроили храм.
Казанскую икону очень почитал Петр I, молившийся перед списком с чудотворного образа накануне Полтавской битвы. Она стала воинской святыней, и это ее значение особенно укрепилось после того, как русские войска в 1812г нанесли первое поражение французам в праздник Казанской иконы Богоматери 22-ого октября.
Но сама чудотворная икона была 1904 году украдена и сожжена вором-святотатцем в печи.
Совсем не обычным вариантом Одигитрии является знаменитая Троеручица икона, где у богоматери нарисовано 3 руки. Третья рука располагается справа; иногда она повторяет жест второй руки, указывающей на младенца, а иногда поддерживает складки одежд Христа.
И легенд об этом образе также существует три. Согласно первой из них, придворный халифа Багдада грек христианин Иоанн Дамаскин Был оклеветан своими врагами. Они донесли халифу, что Иоанн будто бы служит соглядатаям (шпионом) византийского императора. Халиф поверил наветам и велел отрубить ему правую руку. Но христианин, всю жизнь почитавший Богородицу взмолился ей об исцелении. Он приложил отрубленную руку к ране и ночь напролет читал молитвы. На утро рука приросла, остался только след. Тогда Иоанн заказал написать икону Богоматери и приложил к ней серебряное изображение руки. Таким образом, рука не принадлежит самой Богоматери это дар, преподнесенный ей в благодарность за исцеление.
Сходный обычай был широко распространен в Западной Европе, где иконы увешивали золотыми и серебряными изображениями излеченных частей тела руками, ногами, сердцами.
Другая легенда гласит, что в одном греческом монастыре иконописец начал писать икону Богоматери. он обвел и контур будущего изображения и отлучился. Вернувшись, иконописец обнаружил, что у образа появилась третья рука. Подумав, что это чья-то шалость мастер старательно стер лишнюю руку, но она появилась снова. На третий раз иконописец понял, что этого хочет сама Богородица, и написал икону Троеручицы. Третья легенда напоминает народную сказку, она не входит в признанный церковью список чудотворений.
Рассказывают, что однажды, когда у Богоматери были заняты обе руки, на ее глазах в колодец упал ребенок тогда у нее выросла третья рука, которую она протянула утопающему.
На Руси почитание иконы Троеручицы распостранилось в 17 век.
Богоматерь казанская(также Одигитрии) и от Смоленской, и от Тихвинской. Сама Богоматерь изображена не по пояс, а по грудь.
Младенец виден до колен, но не сидит, а стоит, благословляя правой рукой: Левая рука сжимает цветок. Казанская икона явилась в 1579 году в Казане, не задолго до этого присоединенном к Руси.
Богоматерь указала в видении девятилетней девочке Матрене, дочери стрельца, где находится зарытый в земле ее образ. Но рассказу девочки никто не поверил. Тогда они сама стала копать с матерью и нашла икону в подвале сгоревшего дома. Образ торжественно перенесли в городской собор, причем во время шествия исцелились два слепца. Историю Казанской иконы описал казанский митрополит Гермоген обычно принимавший участие в обретении святынь.
Если образ Одигитрии выглядит торжественным и парадным ,но несколько холодноватым , то другой тип не зря получил на Руси название "Умиление" . По гречески оно звучит как "Елеуса"- милостивая , милующая. Смысл его вполне понятен: он опять-таки связан с милосердием Богоматери. В этом типе она изображается нежно обнимающей младенца. Ребенок же прижимается щечкой к щеке матери , обвивая руками шею Марии, ласково касаясь ее лица. Богоматерь Одигитрия представляет сына людям ,как бы демонстрирует его ;Богоматерь Елеуса общается с ним ,а на людей смотрит настороженно и печально ведь ради них Сын Божий примет мучительную смерть на кресте. Взаимная нежность матери и младенца ,их трогательные объятия так умиляли наших предков ,что они изменили названные иконы не милующая, а умиляющая ,трогающая людские сердца .Среди икон этого типа немало величайших российских святынь. И, конечно, первой надо назвать Богоматерь Владимирскую так же ,как и Смоленская приписываемую Луке Евангелистку и проделавшую тот же путь на Русь. Но ,в отличие от Смоленской ,здесь Богоматерь поддерживает младенца правой рукой ,а левой прижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется вверх , чтобы припасть личиком к щеке Богоматери и покрепче обнять ее за шею .Левая ножка его подвернулась пяточкой наружу, и эта почти жизненная подробность стала отличительной чертой именно извода Владимирской иконы.
Достоверно известно ,что в XII в. эта икона находилась в Вышгороде , недалеко от Киева .Сын Юрия Долгорукого князь Андрей был посажен отцом править в Вышгороде ,но ослушался отцовской воли и ушел в родные владимиро-суздальские земли. С собой он увез икону Богоматери , которая уже тогда славилась как чудотворная. Андрей собирался везти икону в Ростов ,который был главным городом княжества .Однако , по преданию ,за Владимиром кони, впряженные в повозку с иконой ,встали, и их невозможно было стронуть с места.
С тех пор и сам князь получил прозвище Боголюбского. В трудных случаях жизни Андрей молился перед иконой и ее помощью объяснил ,например ,свою победу над волжскими болгарами народом ,жившим на Волге и нападавшим на купеческие корабли.
C 1328 г. фактической столицей Владимирского княжества стала Москва . Икона продолжала оставаться во владимирском городском соборе ,и хотя о ней помнили,новых списков с нее,вероятно не делали.Но вот в 1395 г. в Москву пришла страшная весть о грядущем набеге Тамерлана .Новый враг , пришедший из Средней Азии , покорил татар Золотой Орды и уже перешел Волгу. Великий князь выступил с войсками ему навстречу, а митрополита просил перенести из Владимира чудотворную икону Богоматери. Летопись свидетельствует,что в день торжественной встречи иконы в Москве Тамерлан повернул свои полчища обратно. С иконы написали копии ,а саму ее все же вернули во Владимир. Но примерно через сто лет Москва оказалась перед лицом новой опасности .Иван III отказался платить дань татарскому хану , и тот направил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотворной . Московское воинство встретило татар под Калугой, на берегу реки Угры.Наконец ,русские решили сменить позицию , и татары ,испугавшись этого ,отступили без боя .Так бесславно пало двухсотсорокалетнее монголо-татарское иго,за что христиане благодарили Богоматерь Владимирскую.С тех пор икона оставалась в московском Успенском соборе.