Смекни!
smekni.com

Античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы (стр. 4 из 4)

Громадные богатства, захваченные в странах Востока, сосредоточились в руках правителей, которые по восточному обычаю приняли титулы царей. Они вели бесконечные войны для захвата новых стран и часто воевали между собой.

Наплыв рабов из завоеванных стран и торговля ими достигли в это время невероятных размеров: остров Делос сделался одним из крупнейших невольничьих рынков. К III - II в. до н.э. относится наибольшее количество восстаний рабов. Эти восстания становились тем более опасными, что к ним обычно присоединялась вся эксплуатируемая беднота.

Широкое распространение греческой культуры отражалось в том, что на поприще греческой литературы стали все чаще выступать представители и других народов - египтяне, вавилоняне, евреи, сирийцы и др.

2. Эллинистическая образованность.

В эллинистической литературе преобладала проза. Многие произведения под поэтической формой скрывали чисто прозаическое содержание.

Философия сосредоточивалась по-прежнему в Афинах. Академическая школа продолжала развивать учение Платона.

Широкое развитие получили в эпоху эллинизма три философские школы - эпикурейцев, киников и стоиков. Все три носили индивидуалистический характер, обещали человеку счастье не во внешнем мире, а внутри его самого.

Школа киников (циников), основанная Антисфеном, учеником Сократа, держалась того взгляда, что для блаженства нужна только добродетель, которая приобретается жизнью в природе. Учения этой школы ближе всего отражают идеологию простых людей и широких народных масс, включая рабов.

Большим авторитетом пользовалось учение школы стоиков. Основателем ее был Зенон из Кития с острова Кипра. Учение этой школы развилось из учения киников. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственной свободы, освобождения от страстей. Они протестовали против рабства и идеал свой находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.

К эллинистической поре относится зарождение и первые образцы греческого романа. Таковы “Милетские рассказы” Аристида - нечто вроде ряда любовных историй. Этот сборник был переведен на латинский язык, и им зачитывались офицеры во время похода против парфян. Однако других сведений об этом произведении нет.

Характерной чертой лирики этого времени стало то, что стихотворение порвало обязательную связь с музыкальным аккомпанементом и стало предназначаться не для пения, а для чтения.

3. Реализм и натурализм.

Изысканная утонченность эллинистической поэзии уживалась рядом с реалистическими и натуралистическими тенденциями. Представителем этого направления был Сотад (начало III в. до н.э.), который в тяжеловесных стилях описывал современную жизнь, осмеливался нападать на самих властителей, подверг осмеянию Птолемея II Филадельфа за его кровосмесительный брак с сестрой Арсиноей и за это был зашит в мешок и брошен в море.

Это направление отразилось и в области драмы, веселой трагедии,- нечто вроде фарса. Ее родоначальником является Ринфон. Он использовал остроумие и шутки местного населения, создав на их основе комические сценки и пародии.

Сохранилось немного отрывков из “Мелиямбов” Керкида. Он выступил на защиту прав беднейшей части населения и как последовательный сторонник кинической школы, придал своей поэзии простонародный характер.

Такое же направление нашло выражение “холиямбов”, т.е. хромых ямбов. Сохранилось несколько отрывков из сатирических произведений Феникса Колофонского, в которых он бичует алчность богачей. В духе народных песен написано стихотворение “Вороны”, где представлен нищий, который бродит по улицам с “вещей” вороной и выпрашивает подарочки.

Мелкий комический жанр этого времени лучше всего известен по так называемым “Мимиямбам” Геронда (III в. до н.э.). Мимиямбы - маленькие бытовые сцены с двумя-тремя действующими лицами. Геронд продолжает то направление, которое было намечено мимами Софрона (V в. до н.э.). Содержание пьесок Геронда составляет изображение мелкой обыденной действительности. Во многих случаях эти пьесы напоминают некоторые сценки Феокрита, но у Геронда гораздо сильнее уклоны в сторону натурализма, и он иногда не стесняется самыми рискованными положениями. Язык Геронда - простая разговорная речь, иногда грубоватая в устах соответствующих персонажей. Диалект - ионийский с сильной примесью языка аттической драмы.

VI. Конец античной греческой литературы и ранняя христианская литература.

1. Последние греческие поэты.

Время разложения античного общества характеризуется творческим бессилием, вследствие которого греки были уже неспособны создавать что-нибудь новое и оригинальное. Поэзия ограничивалась переработкой старых мотивов. Таковы, например, попытки возродить эпический жанр, сделанные поэтами:

Квинтом Смирнским,

Нонном Панопольским,

Шиллером,

Анакреоном,

Григорием Богословским,

Палладом и др.

2. Греческая литература на рубеже с византийской.

Большинство монархов, чтобы прославиться приближали к себе представителей культуры: литераторов, музыкантов, поэтов, философов, и отпускали на развитие культуры огромные средства.

VII. Значение греческой литературы для мировой цивилизации.

Развитие древней греческой литературы на протяжении почти полутора тысяч лет: ее зарождение из чисто народных основ, пышный рассвет ее в условиях рабовладельческого общества, длительное постепенное угасание и наконец, перерождение в новые формы византийской литературы. Творческие силы греческого народа нашли яркое выражение в созданиях искусства и литературы, запечатлевших характерные черты жизни и воплотившие лучшие идеалы народа. Греческая культура обогатила римскую и, слившись с ней, легла в основу всей европейской культуры. Европейская литература до сих пор продолжает пользоваться наследием Греции и перерабатывать это наследие. Замечательные поэты Греции - Гомер, Алкей, Сапфо. В Греции же возникли и первые формы романа. Греческие философы, историки, математики, врачи, механики, инженеры и т.д. создали науку, из которой выросла современная наука, и многие их труды не потеряли своего значения и для нас.

Список литературы.

Радциг С.И. “История древнегреческой литературы”

Под ред. Блаватского В.Д. “Античная цивилизация”, М., 1973

“Всемирная история”, т.1-3, М., 1955-1957

Гаспаров М.Л. “Об изучении античной литературы в СССР”

Под ред. Соболевского С.И. “История греческой литературы“, в 3-х т., М., 1946-1950

Троянский И.М. “История античной литературы”, 3-е изд., Л., 1957


1 Лурье С.Я. “Язык и культура Микенской Греции”, М.-Л., 1957;

Whitman C.H. “Homer and the heroic tradition”, Cambridge - Mass, 1958, p.22-26.

1 Шантрен П. “Историческая морфология греческого языка”, пер. Боровского Я.М., М., 1953, с.9 - 12, 277 - 318

Денисов Я.И. “Основания метрики древних греков и римлян”, М., 1888, с.8

2 Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, полн. собр. соч., т.7, с.108

1 Афиней, XIV , p.618 C-11, p.620 A.

2 Гнедич Н.И. “Стихотворения”, 1956, с.207 - 221

1 Белинский В.Г. Полн. собр. сочин., т.7, с.318

1 Белинский В.Г. “Сочинения А.Пушкина”, Полн. собр. соч., т.7, с.403

2 В IV в. Платон (“Законы”, II, 11, р.669 DE) отмечает как недостаток современных поэтов, что они стали отрывать мелодии от слов и писать стихи без музыки, а музыканты - музыку без слов.

1 Белинский В.Г. “Руководство к всеобщей истории”, Полн. собр. сочин., т.6, с.92

1 См: Цицерон “О законах” (1,2,5); Квинтилиан “Образование оратора” (X,1,31)

[U1]