Не были забыты и комедийные жанры.
Можно найти в фильмах, говоривших о военной современности , и недостатки- схематизм, натянутое бодрячествво, порой и уныние, поэтизацию жертвенности. Но все эти слабости легко объяснить сложностью отражения грозных, изменчивых военных событий. Они охотно прощались зрителями, хорошо понимавшими и трудности работы кинематографистов, и их стремление к правдивости, актуальности, оптимистичности. Но разве трагический пафос войны не требовал новаторства содержания и формы ?
Разве не новые сюжеты, черты характеров были открыты в военных событиях ?
Сила традиций народного искусства сказалась в том, что в тяжелые годы войны, эвакуации, нуждаясь в людях, в средствах, в электроэнергии, в строительных материалах, советские кинематографисты поддерживали и развивали все жанры кино, стремились к расширению тематики, заботились о культурном, познавательном влиянии фильмов.
В годы войны продолжали создаваться историко-революционные и исторические картины: «Александр Пархоменко», «Котовский», «Кутузов» и т.д.
Продолжалась работа и над экранизацией произведений классической литературы: «Без вины виноватые» Островского, «Свадьба» Чехова, «Иван Грозный».
Период Великой Отечественной Войны был расценен в истории советского кино как период героический. Советские кинематографисты могут гордиться тем, что в трудную военную годину не прервали своих лучших новаторских традиций.
Преодоление трудностей, движение вперед. Окончание войны
Победоносное окончание Великой Отечественной Войны выдвинула перед советским киноискусством новые задачи, поставила советских художников в новые творческие условия.
Укрепились и разрослись международные связи советского кино. В странах Центральной и Юго- Восточной Европы и Восточной Азии, отколовшихся от капиталистической системы и избравших социалистический путь развития, возникли условия для развития культуры, близкие к советским.
Нужно было заново создавать народное, социалистическое кино.
В фильмах, начатых производством еще в годы войны, тема восстановления созидательного труда заняла ведущее место. В послевоенное время, когда восстановление промышленности и хозяйства начало приносить ощутимые результаты, встал остро вопрос о повышении количества и качества выпускаемых фильмов. Требования к сценариям резко возросли, главным образом по линии значительности тематики.
Хранителям традиций советского кино стал в эти годы ВГИК, старейший в мире кинематографический вуз. В нем преподавали режиссеры: Эйзенштейн, Довженко, Савченко, Юткевич, Герасимов и т.д.
Творческие связи художников разных поколений, забота о воспитании молодых специалистов сыграли решающую роль в преодолении кризисного периода в развитии советского кино.
Изменения в киноискусстве капиталистических стран.
В киноискусстве капиталистических стран тоже произошли значительные изменения. Приобретение суверенитета вызвало бурный рост национальных кинематографий Индии, Египта, Индонезии, некоторых стран Африки и Латинской Америки.
Как результат антифашистской борьбы, черты социалистического реализма появились и во французском кино. Победа Народного фронта вызвала к жизни такие фильмы Жана Ренуара как «Жизнь принадлежит нам!», «Тони»,
«Великая иллюзия», «Марсельеза». Эти фильмы несут в себе отчетливые черты социалистического реализма как результат движения французской художественной культуры влево.
Осмыслить всенародный ратный подвиг в послевоенные годы было задачей благородной и увлекательной. Патриотические подвиги были воспеты во многих фильмах, причем нужно повторить, что война никогда не воспевалась как таковая , ни о порабощении народов, ни о захвате чужих земель никогда не шло и речи. И говоря о недавно минувших, живых в народной памяти людях и событиях Великой Отечественно войны, советское кино сохранило в чистоте свой гуманизм и интернационализм.
Список литературы
1. «Новаторство Советского Киноискусства» Ростислав Юренев.
2. « Мир в 20 веке» О.С. Сороко-Цюпа
3. « Странствия великой мечты» Геннадий Гусев