Так из хоровых выступлений родились трагедия и комедия – два основных жанра греческой драмы. Слово “трагедия” в буквальном переводе означает “песнь козлов”. А в слове “комедия” нашли отражения светлые черты праздника, “песня на гульбище”.
Древнегреческий театр развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий комедий и драм стали брать не только из жизни Диониса. История сохранила пьесы трех великих трагиков древности: Эсхила, Софокла и Эврипида – и комедии Аристофана. В трагедиях этих драматургов рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В основе их лежат древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали с ними в борьбу, погибали, но стойко перенесли удары судьбы. Герои же комедии, созданных Аристофаном не легендарные личности, а жители современных ему Афин. У Аристофана нет былого почтения к богам, наоборот, комедиограф зачастую выставляет их в смешном виде.
Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана показывала зрителям идеалы служения родине, гражданской доблести и моральной стойкости.
Вначале все роли в пьесе исполнял лишь один актер. Эсхил ввел представление второго актера, Софокл – третьего. То есть, один актер исполнял несколько ролей. Позади орхестры (сцены) находилось небольшое деревянное строение – “скена” здесь актер в перерывах между эпизодами готовился к выступлению в новой роли.
Творчество Софокла с древних времен и по сей день.
По античным свидетельствам, Софоклом были созданы 123 драмы. С их постановками он выступал перед современниками более 30 раз, при этом одержал 24 победы и ни разу не оказался на третьем месте, т.е. не знал поражения. Однако до нас дошло только семь драм: "Аякс", "Трахинянки", "Антигона" (442), "Эдип царь" (ок. 429), "Электра", "Филоктет" (409), "Эдип в Колоне" (401). Как видно, даты постановок известны лишь относительно ряда драм. Дошло также ценное свидетельство, что первую победу в драматических состязаниях Софокл одержал над Эсхилом в 468 г. при постановке трилогии, в составе которой была трагедия "Триптолем". Рассказ о присуждении Софоклу победы находим у Плутарха ("Кимон", гл. 8), сообщающего, что в принятии этого решения принимали участие полководец Кимон и еще 10 стратегов.
Творчество Софокла содержит несомненные нововведения, способствующие дальнейшему развитию искусства трагедии. Прежде всего важной заслугой Софокла явилось введение третьего актера, которое значительно обогатило собственно драматическую часть трагедии. Софоклом был также расширен состав хора до 15 человек. Однако, создав выразительные хоровые партии, Софокл при этом не увеличил их объем и роль. Важным обстоятельством является постепенный отказ от принципа трилогии или тетралогии в создании отдельных драм. За этим обстоятельством важные убеждения драматурга. Не отрицая непреложной воли богов, Софокл прежде всего интересуется человеком, его волей, стремлениями, поступками, готовностью и способностью отвечать на них, согласовывать с общественными и божественными установками и т.д. Подобный подход продиктован самим духом "века Перикла", времени возросшего значения человека, его значительных достижений в самых разных областях и одновременно трагических заблуждений, приведших к началу разложения афинской демократии. Творчество Софокла отмечено прежде всего значительным обогащением внутреннего мира героев, искусства их изображения.
Обратимся к наиболее ранней трагедии - "Аякс". Сюжет ее взят из троянского цикла мифов и представляет события, разворачивающиеся после смерти Ахилла. Принимается решение передать доспехи Ахилла наиболее славному герою. На эту роль претендуют Одиссей и Аякс. Суд Атридов принимает решение в пользу Одиссея. Оскорбленный же Аякс замышляет убить Агамемнона и Менелая вместе с их свитой. Однако его намерения предупреждает богиня Афина: помрачив разум героя, она заставляет его обрушиться на стадо скота. Герой приходит в себя, однако еще в большей мере чувствует себя опозоренным и оскорбленным. Ни божий, ни человеческий суд не считает он справедливым. Мучительно ищет он пути сохранения своего достоинства и находит выход лишь в смерти:
Что ж делать?..
Богам я, очевидно, ненавистен,
И эллинскому войску, и троянцам
Со всем их краем... Не уплыть ли к дому
Эгейским морем, бросив здесь Атридов, -
Отчалить?.. Но с какими я глазами
Явлюсь к отцу? И как потерпит он,
Что возвращаюсь с голыми руками,
Без воинских наград, не раз венчавших
Его с великой славой?.. Невозможно!..
Или к троянским броситься стенам,
Там биться одному и честно пасть?..
Но этим лишь обрадую Атридов...
..........
Нет, благородный должен славно жить
И славно умереть...
(Пер. С. Шервинского)
В итоге герой кончает самоубийством, однако при этом он восстанавливает попранное достоинство и умирает с чувством самоуважения. Атриды между тем хотят поглумиться и над его телом, отказывая герою в погребении. Однако благоразумный Одиссей уговаривает отказаться от подобной позиции, настаивая на долге живых перед умершим. Эта тема, возникшая в финале "Аякса", станет затем центральной в трагедии "Антигона".
Сюжет "Антигоны" связан с фиванским циклом мифов. Действие трагедии начинается вскоре после закончившегося сражения. Фивы отбили нападение врага, и в первой песне хора выражается радость по случаю победы. Однако во время сражения в междуусобном поединке погибли два брата, сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт одного из них, Этеокла, приказывает похоронить с почестями, а второго, Полиника, как изменника - бросить на съедение псам и хищным птицам. Свое решение Креонт обосновывает государственным долгом. Он гордится тем, что во имя справедливости способен пренебречь родственным чувством. Однако решение его вызывает глубокое страдание у сестер Полиника, прежде всего у Антигоны. Исмена призывает сестру смириться с жестоким положением вещей, как надлежит женщине:
Теперь - подумай - как, одни оставшись,
Погибнет бедственно и мы с тобой,
Закон нарушив и царя веленье?
Мы женщинами рождены, и нам
С мужчинами не спорить. Помни это.
Над нами сильный властвует всегда...
(Пер. С. Шервинского).
Уже в этом первом диалоге проявляется внутренняя сила и убежденность Антигоны. Никакая опасность не способна освободить ее от чувства сестринского долга перед мертвым братом. Преступив закон властителя, героиня совершает символический обряд погребения, но вскорее ее хватают стражи царя.
Диалог Антигоны и Креонта - важнейший фрагмент трагедии. Молодая девушка находит убедительные аргументы, оправдывающие ее поступок. В своей речи она сравнивает два закона: закон одного человека, Креонта, и закон богов, "неписанный, но прочный", принятый и соблюдаемый не одним поколением людей. Последний закон она находит для себя более важным и обязательным. Во имя долга она выражает готовность погибнуть и уверена, что сограждане способны понять и одобрить ее:
И все они одобрили б меня,
Когда б им страх не сковывал уста.
Одно из преимуществ у царя -
И говорить и действовать как хочет.
(Пер. С. Шервинского).
Что же касается Креонта, то он продолжает оправдывать свою суровость интересами государства и видить особую доблесть в способности подавить родственную привязанность: "Я со своих спрошу, как и с чужих, коль будут непослушны". Когда сын Креонта, жених Антигоны, Гемон, пытается образумить отца, ссылаясь на мнение народа, Креонт оценивает его позицию как мужскую слабость, проявление неразумной любви и называет сына "рабом женщины". Между тем в разговоре с сыном он роняет не одну фразу, свидетельствующую о его тиранических наклонностях: "Правителю повиноваться должно во всем - законном, как и незаконном", "Но государство - собственность царей!" и т.д.
Продолжительное время в истолковании конфликта трагедии господствовало мнение Гегеля, усматривавшего в трагедии воплощение столкновения равно справедливых принципов: интереса государственного и интереса семейного. Гегель полагал, что оба они в равной мере правы и одновременно неправы в силу своей односторонности. Однако постепенно подобная трактовка была преодолена. Более тщательное рассмотрение трагедии показало, что Креонт у Софокла ни в коем случае не соответствует идеалу государя и всем ходом развития действия Софокл ведет героя к развенчанию и заслуженному возмездию. Он попрал законы жизни и смерти: живую Антигону обрек на заточение в склепе, а мертвому Полинику отказал в погребении. За это в финале Креонт лишается самых дорогих людей: Гемон, не вынося смерти Антигоны, закалывает себя над ее телом; жена Креонта, мать Гемона, при известии о кончине единственного сына также кончает с собой. Креонт раздавлен этими потерями, а также известием об осквернении священных алтарей прахом Полиника. Он признает полное свое поражение. После известия о гибели жены Креонт говорит:
Увы мне! Другому, раз я виноват,
Нельзя никому этих бед приписать,
Я тебя ведь убил - я, несчастный, я!
Правду я говорю. Вы, прислужники, прочь
Уводите меня, уводите скорей,
Уводите - молю; нет меня; я ничто!
(Пер. С. Шервинского)
В то время как живой Креонт выглядит посрамленным и духовно погибшим, идущая на смерть Антигона исполнена достоинства и внутреннего величия. В ее лице впервые в драме появился выразительный, высокий образ женщины. Это было достаточно необычно для драмы на первых порах, так как греческая женщина была вынуждена вести сугубо домашний образ жизни на женской половине, а не давать уроки истинного гражданства, тем более мужам. Однако героиня Софокла не лишена также сугубо женских чувств и настроений. Полнее всего они выражаются в ее прощальном плаче. Антигоне нелегко идти на смерть, ощущать собственную беззащитность, неизбежность муки. Она страдает при мысли, что ей суждено умереть молодой, не познав радостей брака, чувства материнства.