.
ВСТУПЛЕНИЕ
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих земляхскифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседнихземель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианством Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русское искусство периода средневековьяформировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального, и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Процесс изживания язычества был стихийным, но все-таки делались Попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступнойлюдям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы ,а некоторымсвятым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко нацтональные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пушкин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев –« мать городов русских,» как назвали его в древностисовременники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь – град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сынеЯрославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и византийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.
АРХИТЕКТУРА .
Искусство Киевской Руси Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта –монументализм форм. Особое место в нем праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христи-анским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древоде-ли». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной нового-родской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадца-тиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои дере-вянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Много-главие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси.С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма -типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купо-ла. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом, Оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подку-польному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерус-ски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма ко-торого определяется посводным покрытием, называется закомарой.Наиболее распространенной в строительстве храмов техникой кладки в Киевской Руси была так называемая смешанная –«opusmixtum» -стены воздвигали из более тонкого, чем современный, кирпича –плинфы и камня на разовом известковом растворе –цемянки. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался поло-сатым, что уже само по себе было решением декоративно й задачи. Часто употреблялась так называемая кладка с утопленным рядом : на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой це-мянки в три раза по толщине превосходил слой кирпича. Полосы розо-вой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилирован-ные окна и ниши – все вместе создавало нарядный , праздничный облик здания , иного декоративного убранства и не требовалось.
От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них - София Киевская, главный со-бор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и по-ставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то, что начал Владимир.» София Киевская как доказано современны-ми исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века. Несколько позже возникла лишь северная башня..
Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боковые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была пере-строена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «укра-инского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пира-мидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым купо-лам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма.
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены –фесками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отлича-лись алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображениевеличавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небесной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медаль-она в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохрани-нись наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В бара-бане из 12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех еванге-листов, сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены ма-сляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды со-хранились значительно лучше. В своде апсиды изображена торжест-венная фигура богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми ру-ками. Ниже, во втором ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов». Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен престол с киворием и два раза повторя-ется изображение Христа с ангелом. В третье нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).
Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер. Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контура-ми. Фигуры тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются услов-ностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное, энергичное, худощавое, с острыми чертами -лицо фанатика, проповедника аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и алтарь, размещены мозаичные изобра-жения архангела Гавриила (слева) и Марии с веретеном –справа (компо-зиция «Благовещение»).Образ Марии носит античные черты. На сводах в ме-дальонах -погрудные изображения святых (из 40 сохранились толь-ко 15 ).