Смекни!
smekni.com

Немцы в России (стр. 4 из 5)

Первая половина XVIII в. стала вехой внедрения и распространения новых передовых идей в развитии науки и просвещения в России. Немецкая книга, появившаяся как самостоятельное явление только в петровское время, является в этот период одним из основных критериев развития процесса взаимовлияния национальных культур. Сюда можно причислить оригинальные сочинения немецких авторов, как переводные, так и изданные на территории России в первой половине XVIII в. Мы имеем в виду немецких авторов, для которых немецкий язык являлся родным, большая часть которых были выходцами из немецкоязычных стран Европы. Были среди них и авторы, считавшие своей родиной Немецкую слободу в Москве. Из общего числа изданной в то время литературы 27,4% (541 наименование) составили немецкие публикации. Ведущее место в выпуске немецкой книги принадлежало типографии Императорской Академии наук в С.-Петербурге, а также частному издательству Фрейлиха в Риге.

Большое внимание уделялось вопросам развития и формирования молодежи, ее моральному, психологическому становлению. По указанию Петра I коллективом его сподвижников, возглавляемым Гавриилом Бужинским, было издано руководство по правилам поведения и этикету «Юности честное зеркало, или Показания к житейскому обхождению». Являясь, по сути, первым светским учебником, книга выдержала 9 изданий (с 1717 по 1767 г.).

При изучении германо-российских педагогических связей невозможно пройти мимо такой темы, как пиетизм в России. Он представлял собой философское отклонение от лютеранства, имеющее целью практическое просвещение – организацию школ, перевод Библии на национальные языки и т.д. Основателем пиетизма был богослов Шпенер, а его воззрения в области педагогики были применены его последователем Франке, который является родоначальником пиетической системы воспитания. Сущность этого направления заключается в требовании, чтобы школа не имела такого отталкивающего характера, какой она имела в то время, чтобы в ней больше внимания уделялось чувству и, чтобы религия не понималась так формально, как она понималась тогда. В истории немецкого Просвещения Франке известен также как основатель учительской семинарии с двухгодичным курсом, откуда выходили сведущие и опытные педагоги, и наставники, воспитанные в духе пиетического благочестия. Из его заведений вышла и реальная школа (первые реальные школы: Землера в Галле, основанная в 1739 г., и Гекера в Берлине, основанная в 1747 г.). С именем Франке связана история создания в Москве школы нового типа, получившей статус «академической гимназии».

Реальность социокультурных и образовательных связей между Россией и Германией в первой половине XVIII в. воплотилось в создание в рамках Москвы и С.-Петербурга целого ряда учреждений, которые, говоря современным языком, становятся «международными». Это и гимназия Глюка в Москве, академическая гимназия в Петербурге, Петришуле, а также школы при лютеранских церквях св. Анны и св. Екатерины. Развитие образования в России в значительной мере тормозилось отсутствием отечественных педагогов. Именно интерес к зарождающимся структурам (школьному и высшему образованию) стал одной из причин огромного потока немцев в Россию.

Немцы в ремесле и промышленности Москвы второй половины XVII-первой половины XVIII в.

Москва второй половины XVII – первой половины XVIIIв. являлась крупнейшим торгово-промышленным центром Российского государства, в развитии которого важная роль принадлежала ремесленникам, представлявшим мелкотоварное производство, и предпринимателям – владельцам частных и арендаторам казенных мануфактур и заводов.

Часть из них в это время была представлена «иноземцами» - выходцами из стран Западной Европы, среди которых заметное место занимали немцы, уроженцы разных земель, княжеств и городов Германии и Прибалтики.

Появление немцев в ремесле Москвы относиться к концу XVI в., а в промышленности – к первой половине XVII столетия. Но они составляли только часть «иноземцев» разных национальностей, проживавших в русской столице. Численность немцев в Москве как в XVII, так и в первой половине XVIII в. имела тенденцию к увеличению, что было обусловленно активизацией контактов России с государствами Западной Европы и заинтересованностью государственной власти и царского двора в иностранных специалистах разных профессий. Специфика же деятельности, как и представителей других «иноземцев» в ремесле и промышленности Москвы второй половины XVII – первой половины XVIII в., заключалась в том, что подавляющее их большинство проживало в это время компактно на территории Немецкой слободы, созданной указом царя Алексея Михайловича на берегу реки Яуза в 1652 г.

В XVII в. немцы – уроженцы Германии и Прибалтики были представлены не только ремесленниками, но и «гамбургскими купцами», названными так по главному порту Германии, через который велась основная морская германо-русская торговля, а также медиками и военными. В России они принимались на «государеву службу», за которую получали хорошее вознаграждение, превышающее жалование их русских коллег, а также соотечественников, оставшихся на родине. Привлекала иностранцев в Москву и возможность сохранить свою религию, так как притесняемые в ряде стран Западной Европы католики и протестанты получали в России право на свободу вероисповедания. Так как немцы являлись частью иноземного населения Москвы, они пользовались теми же правами и жили в тех же условиях, которые предоставлялись русской стороной всем выходцам из Западной, Центральной и Северной Европы, независимо от их национальностей и вероисповедания.

Основную массу иноземных мастеров ремесленных специальностей в XVII столетии составляли «жалованные» мастера, состоявшие на «государевой службе» при дворцовых мастерских палатах, Пушечном и других дворах, получавшие казенное жалование и «корм», казенные дрова и свечи, дворы в Москве или в Немецкой слободе. В Россию они приглашались через русских посланников или специально посланных для их найма лиц (русских или иноземцев), получавших на это особую царскую грамоту. С петровского времени в найме мастеров активную роль стали играть русские посланники при европейских дворах. Нанятым по договору мастерам оплачивались затраты на проезд до Москвы, а от русской границы их везли на казенных подводах. Подобная практика сохранялась и в первой половине XVIII в.

Среди иноземных казенных мастеров второй половины XVII в. преобладали ремесленники, работавшие с металлами: медью, железом, сталью, бронзой, а также золотом и серебром. Характерной чертой в работе ремесленных мастеров XVII и первой половины XVIII в. оставалась их универсальность, а также приравнивание живописцев, скульпторов и резчиков к ремесленникам.

С 80-х гг. XVII в. для деятельности иноземных казенных мастеров стали складываться более благоприятные условия. Им разрешили исполнять казенные заказы вне царских мастерских палат – в своих домах, находившихся в немецкой слободе. Предоставили право приглашать в помощники мастеров и подмастерьев из-за границы по частному найму, брать в ученики жителей Немецкой слободы и русских людей; делать изделия для продажи и по частным заказам, что, без сомнения, расширило рамки их деятельности в XVII в., а в XVIII в. – стало неприменным условием. Развитию их ремесла способствовал и тот интерес к изделиям западноевропейских, в том числе немецких, мастеров, который все заметнее проявлялся при царском дворе и в среде московских дворян, начиная с 1670-х гг.

В начале 1690-х гг. руками «вольных» иноземных ремесленников были изготовлены первые камзолы, шляпы, сапоги, седла и ряд других предметов «немецкого образа» для Петра Алексеевича и его окружения. Устранение от власти в 1689 г. царевны Софьи, сближение молодого Петра I с жителями Немецкой слободы, послужило началом активного привлечения иноземных специалистов к осуществлению замыслов Петра Алексеевича. Годы царствования Петра I стали периодом оживления контактов России со странами Западной Европы, в том числе с Германией; проведения реформ, открывших широкий доступ в страну иностранцев разных профессий и национальностей, которые были вовлечены в создание регулярной армии и русского флота, в реорганизацию государственного управления. Развитие мануфактурной промышленности и ремесла, медицины, светского образования и искусств.

С провозглашением Петербурга новой столицей туда была переведена часть жалованных иноземных мастеров, работавших в Москве. Однако «вольные» ремесленники разных специальностей предпочитали оставаться в Москве, где имели свои дворы, устоявшиеся деловые и родственные связи. Да и проживание здесь выгодно отличалось дешевизной продуктов, квартир и здоровым климатом. И хотя в Москве на протяжении всей первой половины XVIII в. работали казенные мастера-иноземцы разных специальностей (в их числе инструментальщики, строители, живописцы и др.), главным результатом петровских преобразований стало увеличение доли «вольных» ремесленников среди жителей Немецкой слободы, которые потеснили по численности жалованных мастеров, военных, медиков и купцов. Началом подобного «перевеса» в пользу «вольных» ремесленников среди немцев послужил царский Манифест 1702 г. и реформы петровского правительства, направленные на изменение быта русского дворянства. Манифест 1702 г., впервые обращенный к жителям Западной Европы, приглашал их в Россию не только для вступления в «государеву службу», но и для заведения частного мастерства. Являясь иноверцами и подданными европейских государств, они не подлежали подушному обложению, несению государственных повинностей, и потому находились в более благоприятных условиях, чем их русские коллеги.