Как только весть о рождении сына у повелителя шакьев Шуддходаны достигла ушей старого мудреца Аситы, тот посетил дворец повелителя и увидел на теле младенца «черты величия». Мудрец рассмеялся и заплакал. «Я смеюсь от радости, что спаситель явился на землю, и плачу оттого, что мне не выпадет счастья жить достаточно долго, чтобы видеть свершение им своего подвига». Мальчик был назван Сиддхартхои, что означает в буквальном переводе «выполнивший свое назначение».
Отец окружил своего сына роскошью и богатством, но тот словно не замечал ничего. Еще будучи ребенком, Сиддхартха поражал окружающих удивительными способностями, физической силой и умом. Он стремился углубиться в размышления, и все мирское ему было безразлично.
Отец, отметив столь необычное для царского наследника поведение, старался скрывать от него все мрачные стороны жизни, а затем женил его на Яшодхаре, или Гопе, красивой и образованной дочери одного из знатнейших представителей рода шакьев.
Счастливой и радостной была поначалу жизнь семьи. Но принца не покидает грусть, пустые светские забавы не радуют его, а наоборот, он испытывает к ним глубокое отвращение.
Как-то, проезжая по городу в колеснице во время прогулки в сопровождении танцующих и поющих девушек, принц заметил больного, согбенного годами, покрытого язвами старика, затем погребальную процессию и погружснного в раздумье аскета. И с этой поры его начинают занимать серьезнейшие проблемы жизни и смерти, страданий, болезней. Его потянуло к отшельничеству, где он, уйдя от суеты мирской, мог бы спокойно философствовать. Казалось, его намерениям не суждено будет сбыться, ведь у него родился сын Рахула. Однако, невзирая на это, Будда в возрасте 29 лет покидает дом и царство. Он становится странствующим аскетом, который ищет истину.
Несколько лет странствовал Гаутама по стране. Он поставил перед собой задачу найти учителя, который смог бы объяснить ему смысл и противоречия жизни. Учителя сменяли друг друга, но ни один не смог удовлетворить Гаутаму. Одни учили умерщвлять плоть, чтобы очистить ее, другие обучали способам самоистязания.
Поняв бесцельность такого обучения, Гаутама прекратил свои упражнения над телом и стал принимать обычную пищу. Он заканчивает отшельничество и останавливается в Гае на Ганге. Здесь же совершает омовение в реке и предается размышлениям. Размышлял Гаутама обычно под священным деревом пйпал (индийская смоковница), в густой тени которого пришел к высшему знанию и проник в самую суть вещей.
Откровение, открывшееся ему, гласило, что «великий мир» находится в нем самом. Это событие было названо Великим просветлением, а Гаутаму стали называть Буддой — «Просветленным».
Гаутама решил рассказать о просветлении своим учителям, но оказалось, что они уже умерли.
Будда держит путь в Сарнатх, где в Оленьем парке произносит свою первую проповедь. С этой поры Гаутама начинает новые странствия, связанные уже не с поисками истины, а с распространением своего учения. Сорок пять лет ходили Будда и его ученики по долине Ганга, разъясняя суть истины и царям и крестьянам. Умер Будда в возрасте 80 лет в 486 г. до н. э. в Кушинагаре (район Горакхпур в Уттар Прадеше).
Буддизм возник в результате победы, которую одержали рабовладельческие отношения над консервативным влиянием сельской общины, тормозившим их развитие. Все это нуждалось в религиозной идеологии, которая отрицала бы значение происхождения человека для его общественной значимости, отрицала бы и сословно-кастовое деление людей, и его идеологию — брахманизм. И буддизм, как и всякая другая религия, отталкиваясь от вполне земного, уводит сознание человека от решения темных вопросов, затуманивая разум мистикой.
К чему же призывал, чему учил Будда на протяжении своих странствий? Он советовал следовать «срединному пути», который базировался на осознании четырех истин: истина страдания (роды, болезнь, старость и т. д.); истина причины страдания (страдание заключается в кришне, то есть желаниях); истина избавления от страданий (избавление от желаний приведет к прекращению страданий) и, наконец, истина о правильном пути избавления.
Таким образом, главная задача, стоящая перед человеком,— уничтожить жажду наслаждений. Только в этом случае он может достигнуть нирваны — освобождения от бесконечного цикла рождений и смертей...
...Мы стояли перед огромной ступой, а по узенькой асфальтированной дорожке двигались и двигались монахи, сосредоточенно глядя себе под ноги. Рядом в небольшой открытой вольере гуляли олени.
В стороне от ступы стоял большой храм. Сняв обувь, мы прошли внутрь. Прямо за решеткой находилась огромная статуя Будды. Она ослепительно блестела и, казалось, была отлита из чистого золота. Стены храма расписаны картинами, изображавшими сцены из жизни Будды. Эти картины были выполнены японским художником, приезжавшим в Сарнатх специально для этой цели.
Чуть в стороне — широкая площадка раскопок старинных сооружений времен императора Ашоки. Хорошо сохранились стены древнего буддийского монастыря, хозяйственные постройки. Многие предметы, извлеченные при раскопках, находятся в музее древнего искусства Индии. В центре всей экспозиции находится знаменитая львиная капитель с колонны Ашоки. На ней надпись на санскрите: «Сатьям эва джаяте» (правда побеждает всегда). Эта капитель стала символом Индии. Многие видели ее на Индийской выставке в Москве, где она украшала главный вход.
Список литературы:
В. Алексеев, В. Макаренко «По берегам Ганга» Москва, Мысль
Гл. ред. М. Д. Аксенова «Энциклопедия искусства», Москва, Аванта+
[1]Можно предположить, что название «Варанаси» происходит от имени двух маленьких рек, охватывающих город с юга и севера и впадающих в величественный Ганг. Постепенно это название претерпело изменения и превратилось в Бенарес. Но в последнее время все чаще вновь возвращаются к прежнему имени, оно появилось даже на географических картах, получив все права гражданства.